{{ message }} Закрыть
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Уроки истории

Фото-слайдер

В «Орлёнке» состоялся цикл встреч историка Юрия Никифорова с сотрудниками Центра, вожатыми и детьми.

Круг исследовательских интересов кандидата исторических наук, доцента кафедры новейшей отечественной истории Московского педагогического государственного университета Юрия Никифорова — дискуссионные проблемы истории Великой Отечественной войны в современной историографии.

Будучи членом научного совета Российского военно-исторического общества и советником департамента по координации государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Управления общественных проектов Администрации Президента Российской Федерации, Юрий Никифоров ведёт большую просветительскую работу.

«Погружение в богатое наследие России, изучение её многонациональной самобытности — важная задача, стоящая перед современным историком. „Орлёнок“ — это уникальная площадка для реализации этой миссии. Ребята приобретают бесценные знания о Родине, учатся быть патриотами и достойными наследниками славных традиций предков», — подчеркнул историк Юрий Никифоров.

На встрече с сотрудниками и вожатыми «Орлёнка» учёный предложил обсудить актуальную для педагогического сообщества тему: о чём и как говорить об истории с подростками и представил свои методы и подходы. Лектор убеждён, что нужно преподавать историю интересно: «В современной системе массового исторического образования наблюдается тревожная тенденция к утилитарному подходу. Упор чаще делается не на глубокое усвоение материала, а на быстрое запоминание основных дат и персоналий. Такой подход не позволяет ученикам в полной мере понять сложность отечественной истории. Только глубокое и вдумчивое изучение истории может сформировать из школьника духовно богатого гражданина».

Большой интерес аудитории вызвали и другие темы, предложенные исследователем: «История семьи в истории России», «Воспитательная роль истории: уроки прошлого для будущего».

«Преподавание истории — это творчество, требующее тщательной проработки материала и искреннего погружения в изучаемую эпоху. Уже много лет я читаю лекции о вожде народов Сталине. Каждый раз, обращаясь к этой фигуре, я открываю для себя новые грани его деятельности, новые повороты судьбы. Педагогика во многом схожа с искусством сочинения музыки: стоит сфальшивить и весь замысел будет испорчен. Юные, чуткие души учеников остро чувствуют любую неискренность. Поэтому наше главное оружие — это опора на научное обоснование исторических фактов. История не должна быть искажена или потеряна, ведь в ней заключён глубокий смысл, который мы обязаны донести до подрастающего поколения», — поделился мнением Юрий Никифоров.

Всецело поддерживая содержание новых учебников истории, по которым занимаются с 1 сентября 2023 года российские старшеклассники, он отстаивает право обучающихся делать свои выводы, основываясь на официальных документах эпохи.

По оценкам собравшихся, лекции историка пополнили копилку педагогического опыта преподавательского состава ВДЦ «Орлёнок» интересными методическими подходами.

«Очень важно, чтобы орлята интересовались историей своего рода и своей малой родины. Через изучение истории семьи ребята могут погрузиться в понимание процессов, происходивших в масштабах всей страны, проследить становление нации. Наша главная задача — не просто дать знания, а научить ребят самостоятельно открывать для себя прошлое, дать им возможность прочувствовать связь времён. Такой подход не только воспитывает в детях чувство патриотизма, но и формирует важные исследовательские навыки: ребята учатся работать с историческими источниками, анализировать информацию и делать собственные выводы», — отметил учитель истории средней образовательной школы ВДЦ «Орлёнок» Игорь Жданов.

Не менее увлекательные темы историк подготовил и для подростков: «Культурный код России», «Россия — государство-цивилизация», «Общественно-политическое устройство России: традиции и современность».

Юрий Никифоров подчеркнул, что культурный код России держится на незыблемых постулатах: совести, добродетели, дружественности и верности традициям. Именно на этом прочном культурном фундаменте и зиждется самобытность страны. Система образования призвана помочь молодёжи лучше узнать свой народ, его корни и языковое многообразие.

Нужно отметить, что во Всероссийском детском центре «Орлёнок» особое внимание уделяется изучению героических страниц Великой Отечественной войны. Ребята посещают памятные места, участвуют в поисковых экспедициях и образовательных занятиях.

«Для юных пограничников мы регулярно проводим занятия „На страже границ“, где они знакомятся с историей защиты рубежей нашей Родины. Особое внимание уделяется той роли, которую сыграли пограничные войска во время Великой Отечественной войны. Мы стараемся максимально наглядно и доступно рассказывать ребятам об этих датах, чтобы они смогли прочувствовать те трагические события и осознать, насколько велик был подвиг наших предков», — рассказала старший воспитатель детского лагеря «Дозорный» Вера Корнякова.

Историк Юрий Никифоров на своих лекциях всерьёз увлёк подростков темой, которая является предметом его собственного научного исследования.

«На сегодняшней встрече я узнал о событиях Великой Отечественной войны и по-настоящему увлёкся этой темой. Думаю, всё то, о чём сегодня нам рассказывал историк, в будущем мне очень пригодится, и не только на школьных уроках. А ещё нам рассказали об учебнике по истории для 11 класса, по которому нам предстоит заниматься, и теперь я буду ждать эти уроки с большим нетерпением», — поделился мнением Михаил Кашковал из Туапсе.

«Я интересуюсь историей, поэтому для меня беседа была увлекательной и полезной. Например, я узнала новые факты о генерале Багратионе и его подвиге на Бородинском поле. Мы обсудили множество интересных тем, но все они в конечном счёте были связаны с феноменом глубокого патриотизма русского народа. Ценность подобных встреч не только в содержательной и интересной информации, а в первую очередь, в её интерпретации», — сказала Нелли Кутелия из Абхазии.

Юрий Никифоров убеждён, что только осознавая себя частью великого целого, юные граждане смогут с гордостью нести ответственность за судьбу Отечества. В этом и состоит главный результат патриотического воспитания — сформировать готовность к гражданскому служению Родине, которая развивается из чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, своей малой родине и России в целом и из понимания своего предназначения в жизни. И уроки истории могут быть одним из самых увлекательных и познавательных путей достижения этой цели.

Поделиться в соцсетях: