{{ message }} Закрыть
12 смена 2025г.
30.10.25
-
19.11.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Лаборатория вместо учебника: как в «Орлёнке» изучают микромир

Фото-слайдер

Участники 12 смены Всероссийского детского центра «Орлёнок» в рамках тематической дополнительной программы естественно-научной направленности «Таинственный микромир» работают с настоящим лабораторным оборудованием и общаются с учёными.

Программа «Таинственный микромир» рассчитана на подростков 14-16 лет, которые уже имеют базовые знания по биологии и химии. Её цель — не только расширить кругозор участников, но и дать им практические навыки в области микробиологии.

Александр Джеус
Директор ВДЦ «Орлёнок»
«Настоящее образование рождается в практической деятельности, когда дети не просто получают знания, а применяют их под чутким руководством учёных и специалистов. Такой подход пробуждает у школьников живой интерес к науке, развивает критическое мышление и готовит их к вызовам будущего, формируя поколение творческих и ответственных лидеров»

На интерактивных лекциях, практических занятиях и мастер-классах мальчишки и девчонки общаются с ведущими учёными и специалистами Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Вместе с наставниками они знакомятся с микробиологией как наукой и изучают основы работы в микробиологической лаборатории: от знакомства с оборудованием до проведения реальных экспериментов.

Особенность «Таинственного микромира» — акцент на практическую составляющую. Участники не просто слушают лекции, а непосредственно участвуют в экспериментах, учатся анализировать результаты, делать выводы. Такой подход позволяет развить критическое мышление и навыки научного исследования, понять, как применяются теоретические знания в реальной жизни, пробудить интерес к научным специальностям.

«Наш главный принцип — проектный подход. С самого начала смены участники формируются в небольшие исследовательские группы и работают над собственным проектом. Это обучение через действие: интерес поддерживается за счёт нескольких факторов: цикл „гипотеза — эксперимент — результат“, когда каждый день строится вокруг практической работы. Наши преподаватели — молодые учёные Курчатовского института, которые являются не только экспертами в своей области, но и могут говорить с подростками на одном языке, делиться своим опытом и вдохновлять. За 21 день ребята попробуют себя в роли биолога, генетика, биоинформатика, материаловеда. Они выполнят практические задачи из каждой области и поймут, что им ближе: работать с микроскопом, ставить биологические эксперименты или анализировать данные. Кроме того, неформальное общение с наставниками даёт им реалистичное представление о профессии учёного и помогает сделать осознанный выбор в пользу конкретного вуза и направления», — считает заместитель руководителя Курчатовского центра профессионального развития и профориентации НИЦ «Курчатовский институт» Наталья Алтынник.

Ребята учатся работать с оптическим микроскопом, исследуют строение микроорганизмов и осваивают технологии их культивирования: берут пробы из окружающей среды и ставят образцы на натурное экспонирование, получают посевы микроорганизмов на питательных средах. На первых занятиях они рассмотрели разновидности микроорганизмов-биодеструкторов и методы их идентификации, исследовали, как микроорганизмы влияют на окружающую среду и как их можно классифицировать, выполнили анализ внешнего вида микроорганизмов, изучили способы первичного осмотра на чашках Петри с помощью оптического микроскопа и типы искусственных соединений.

«Я очень люблю олимпиадную биологию и медицину. Нашла информацию об этой смене в интернете, выполнила творческое задание и прошла по конкурсу. Мне очень нравится программа — она наполненная. Я бы хотела сделать проект, чтобы использовать его в дальнейшем в других областях и конкурсах. Считаю, что нужно больше развивать эту тему в стране, проводить ещё больше таких смен, чтобы популяризировать её», — поделилась Марина Юсубкалиева из Санкт-Петербурга.

Арина Овчарова из Евпатории (Республика Крым) искренне интересуется ботаникой, в 10-м классе она решила стать биохимиком и пойти в медицину, поэтому программа «Таинственный микромир» оказалась для неё очень полезной: «Для себя я открыла то, что хорошо работаю в команде. Мы использовали методы исследований: измерение pH раствора, контроль стерильности среды (с перекисью водорода), определение содержания кислорода в растворе, выявление дефицитов микро- и макроэлементов у растений. Главное открытие для меня — гидропонную систему легко собрать дома — нужны лишь аэратор и пенный субстрат. Самый интересный эксперимент для меня — подбор оптимальных условий для микрозелени. Оказалось, что лучший рост — при pH 7-8 (щелочная среда), в результате чего мы получили густую, свежую и вкусную зелень. Особенно мне понравилось контролировать параметры среды и наблюдать, как меняются растения. Было увлекательно увидеть, насколько просто вырастить пищевые культуры, богатые витамином C».

«Я обучаюсь в 8-м Курчатовском классе в своей школе. Мне очень нравится биология — она увлекательная! В рамках программы „Таинственный микромир“ мы выращивали микрозелень и учились определять в ней витамин C. Для этого к растёртой микрозелени добавляли раствор крахмала с водой, а потом по каплям вносили йод. Меня очень впечатлил такой интересный опыт: мы всегда можем определить, какое содержание витамина С в магазинном соке. Самым увлекательным экспериментом стало выращивание микрозелени дайкона на гидропонике (без почвы, в водной среде). Мы использовали поролоновую губку: разрезали её, разместили семена и приступили к проращиванию. Для успешного роста подключили специальное оборудование, подающее кислород. В ходе опыта мы убедились: без достаточного насыщения воды кислородом невозможно быстро вырастить растения. В финале мы попробовали получившуюся микрозелень — она оказалась вкусной и необычной», — рассказала Арина Гладилова из Ленинградской области.

По завершении программы каждый участник получит сертификат, подтверждающий освоение практических навыков в области решения химических, биологических и экологических задач.

Смена реализуется в рамках программы комплектования обучающимися по дополнительным общеразвивающим программам на 2025 год, утверждённой Министерством просвещения Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях: