{{ message }} Закрыть
Размер шрифта
Цветовая схема
2 смена 2025г.
04.02.25
-
24.02.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

В лабиринтах науки

Фото-слайдер

Около трёх тысяч орлят из 83 регионов России и 7 стран мира — Молдовы, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Беларуси и Германии — приняли участие в Фестивале науки для школьников. Мероприятие реализует в ВДЦ «Орлёнок» Адыгейский государственный университет при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

Основная цель Фестиваля науки — привлечь молодёжь в сферу науки, показать, насколько увлекательным может быть занятие научно-техническим творчеством, познакомить с новейшими научными и инновационными разработками. В программе фестиваля — лекции известных учёных, научно-популярные и химическое шоу, мастер-классы, интерактивные выставки, квесты и игры, лаборатория научного кино и чемпионат по интеллектуальным играм.

«Вовлекать детей в занятия наукой нужно именно в школьные годы, когда они активно познают мир, стремятся узнать больше о том, как он устроен. По мере взросления у них возникает естественное желание изменить мир и сделать его лучше. Именно этим и занимаются учёные: их открытия меняют мир. Фестиваль „Наука вокруг“ даёт возможность узнать о последних научных достижениях и познакомиться с известными учёными и популяризаторами науки», — сказал ректор АГУ, руководитель проекта «Наука вокруг» Дауд Мамий.

В детских лагерях «Орлёнка» были организованы 44 тематические площадки, где школьники в игровой или интерактивной форме познакомились с математикой и её приложениями, биологией, физикой, астрофизикой, химией и IT.

«Мы предложили детям огромное количество различных интерактивных познавательных событий: это кинолекторий, лекции от известных российских популяризаторов науки, увлекательные квесты и интеллектуальные игры. Помимо основной задачи — популяризации науки среди подрастающего поколения, у нас есть ещё одна важная цель — формирование у детей научной картины мира. Ведь именно в этом возрасте, когда ребята особенно восприимчивы, важно заложить прочный фундамент научного мировоззрения, которое в дальнейшем поможет им ориентироваться в стремительно меняющемся мире. Сегодня на фестивале выступают лекторы из Москвы, чьи темы лекций должны быть близки и интересны юным слушателям. Мы уверены, что эти познавательные встречи не только обогатят участников новыми знаниями, но и вдохновят их на дальнейшее самостоятельное изучение различных научных областей», — пояснила директор Департамента исследовательских инициатив Адыгейского государственного университета Елена Куква.

Орлята заглянули в мир воды, в котором живёт множество удивительных созданий, а ещё познакомились с устройством телескопа и Солнечной системы, сложили непериодический паркет, побродили по лабиринту, построили самоопирающуюся конструкцию, научились вычислять расстояние, пройденное космическим кораблём.

В научной мастерской «Цвет и свет химии» мальчишки и девчонки изучили механизм возникновения цвета в зависимости от особенностей химического строения веществ, приняли участие в челлендже «Химический конструктор» и в конкурсе «Химический brainstorm», собрали собственную модель ДНК и сыграли в игру «Нулевой пациент», где попробовали проследить процесс распространения эпидемии.

«Мы побывали на интерактивной площадке „Нулевой пациент“, где узнали о разнообразных вирусах, которые вызывают масштабные эпидемии, такие как чума или COVID-19. Особенно полезным стало обсуждение того, как начинается распространение инфекции, кто становится так называемым „нулевым пациентом“. Чтобы закрепить знания, мы имитировали „нулевого пациента“: искали среди множества стаканчиков отмеченный специальным цветом. Это было непростое, но очень захватывающее задание. Тема оказалась невероятно интересной, ведь мы не только узнали много новой информации, но и попробовали себя в роли эпидемиологов, пытающихся выявить источник распространения инфекции», — поделилась впечатлениями Виктория Франк из Самары.

На площадках с ребятами работали педагоги и студенты Адыгейского государственного университета.

«Вместе с детьми мы собрали модель ДНК и детально изучили её структуру, рассказали участникам множество фактов о том, какую важную роль играет ДНК в жизни каждого живого организма. Ребята узнали, как хранится и передаётся генетическая информация, как устроены гены и хромосомы. Мы обсудили, какие удивительные открытия сделали учёные в этой области и как их знания помогают развитию медицины, сельского хозяйства и многих других сфер», — рассказала студентка Адыгейского государственного университета и организатор площадки «ДНК своими руками» Дарья Гордюшкина.

Фестиваль науки — это возможность встретиться с выдающимися учёными, которые не только рассказывают о своей науке, но и легко общаются с широкой аудиторией.

На научно-популярной лекции кандидата философских наук, заведующей кафедрой философии образования философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, лауреата премии им. М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2016) и премии им. И.И. Шувалова (2003) Елены Брызгалиной «Границы бытия человека в техно-научной перспективе» ребята вместе с исследователем искали вопросы на ответы: каковы перспективы существования человека как биосоциального существа и смогут ли право и этика предотвратить негативные последствия технологий.

Технонаука нуждается в социально-гуманитарной экспертизе инноваций, ведь мишенью трансформаций оказываются природные основы бытия человека. Участники встречи обсудили вместе с исследователем вопросы: до каких пределов человек остаётся человеком, проводя «апгрейд» своего тела, сможет ли человечество перенести сознание на цифровые носители, реально ли сегодня оценить влияние технологий на человека в будущем, какие технологические интервенции разрушают естественные границы человеческого бытия и почему человек и его ценности должны остаться в фокусе технологического развития.

«В своём выступлении я затронула сложную тему: „Влияние современных технологий на фундаментальные границы человеческого существования“. Раньше начало и конец жизни, целостность нашего тела воспринимались как неизменные, но сегодня эти понятия всё больше зависят от наших решений и использования новых технологий. Этот выбор касается не только государства и общества, но и каждого человека в отдельности. Подчеркну, что подобные научные фестивали играют важнейшую роль в информировании молодёжи о современной науке — сложной и многогранной области, где открытия совершаются на стыке разных дисциплин. Мы представляем не только классические научные направления, но и новаторские исследования ведущих учёных страны. Это мотивирует молодых людей искать ответы на волнующие их вопросы и включаться в процесс научного поиска», — отметила эксперт по биоэтике и проблемам развития искусственного интеллекта Елена Брызгалина.

Лекция по-настоящему увлекла подростковую аудиторию.

«Меня очень заинтересовал доклад спикера, поднявшего столь сложные и неоднозначные вопросы на стыке генетики и философии. Особенно меня впечатлил рассказ о влиянии современных биотехнологий на жизнь человека. Думаю, что понимание стремительного прогресса в сфере биологии, генетики, медицины вдохновляет на активное участие в научном поиске. Хочется самому искать ответы на волнующие темы, вносить свой вклад в развитие этих фундаментальных областей знания», — поделилась эмоциями Екатерина Курбатова из Костромы.

Врач лучевой диагностики, младший научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы, заместитель главного редактора портала «Нейроновости.ру», член Ассоциации медицинских журналистов, лауреат премии инновационной журналистики «Тech-in-media», финалист премии «За верность науке» Анна Хоружая на лекции «Как заглянуть человеку в мозг?» рассказала ребятам об использовании в работе врача-невролога томографа и МРТ и о процессах, которые происходят в мозге во время сканирования.

Что мы можем узнать о нашем мозге с помощью современных компьютерных систем?

«Сегодня я рассказала ребятам о том, как современная наука заглядывает внутрь черепной коробки человека, при этом её не вскрывая, чтобы медики знали, что там происходит с точки зрения патологии и могли вовремя её диагностировать, а врачи-клиницисты начать лечить пациента, если это необходимо. А учёные могут использовать знания о нейроанатомии, нейрофизиологии во благо всего человечества. Сегодняшние лекции важны для подростков в первую очередь с точки зрения выбора будущей профессии. Это действительно очень интересная специальность, которая находится на стыке медицины, науки, техники и на острие самых современных знаний, куда пришёл искусственный интеллект, который уже помогает людям. И когда после лекции ребята подходят и задают вопрос, где они могут получить такую профессию, я считаю, что мне удалось главное — заронить в их умах серьёзный интерес и вдохновить», — подчеркнула научный журналист Анна Хоружая.

Судя по отзывам ребят, лектор со своей задачей справилась на «отлично».

«Мои родители — врачи, я хочу стать хирургом и поэтому мне эта тема очень интересна. Я не раз видела, как работает томограф и папа мне многое рассказывал об этом процессе. А сегодня я узнала ещё больше удивительных фактов и из истории разработок компьютерных исследований, и о сфере их применения в современной жизни», — поделилась Дарья Бегма из Московской области.

В этот день в «Орлёнке» состоялся командный чемпионат по интеллектуальным играм «Стихии науки» и конкурс фотографий «Мир науки глазами детей», работы победителей которого будут напечатаны в специальной серии-коллекции открыток.

Фестиваль науки — это возможность в очень увлекательной форме познакомиться с основами фундаментальных наук, а ещё — задуматься о том, как устроена жизнь в нашем мире. Он помогает формировать интеллект, прививает интерес к познанию мира, формирует уважение к знаниям.

Выездные фестивали в «Орлёнке» проходят с июня по октябрь в формате однодневного мероприятия в рамках проекта АГУ «Наука вокруг». Планируется, что в них примут участие более 20 тыс. детей, отдыхающих в детском центре.

Поделиться в соцсетях: