Специалисты «Орлёнка» представили опыт проведения инклюзивных смен для реализации в образовательных организациях страны
Специалисты ВДЦ приняли участие в IХ Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей. Эксперты «Орлёнка» представили опыт в области разработки и апробации комплексных программ детского отдыха для детей инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологий.
В рамках совещания «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей» действовали 48 секций в прямом эфире с участием 280 спикеров из более 60 регионов страны в 8 онлайн-залах, названных именами выдающихся деятелей культуры в год сохранения культурного наследия народов России: «Петр Чайковский», «Расул Гамзатов», «Митрофан Пятницкий», «Илья Репин», «Габдулла Тукай», «Игорь Моисеев», «Виктор Васнецов».
В ходе работы секции «Отдых и оздоровление детей-инвалидов и детей с ОВЗ: практические решения по созданию необходимых условий» специалисты Всероссийского детского центра представили доклад «Опыт ВДЦ „Орлёнок“ в сфере разработки и апробации комплексных программ детского отдыха для детей инвалидов и детей с ОВЗ различных нозологий».
«Орлёнок» имеет большой опыт по взаимодействию с детьми разных групп здоровья в рамках смен, реализуемых в Центре, и безусловно готов делиться им с коллегами для совместной модернизации работы в этом направлении. Сегодня мы презентовали три адаптированные дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы и программу психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского лагеря. Уверен, что вместе нам удастся усовершенствовать досуг и отдых ребят с ОВЗ, разработать новые методики работы в этой области
Специалисты ВДЦ представили общие рекомендации по организации смены: рекомендуемый возраст участников, количество детей в отрядах, состав штатной сетки. Также выявили основные направления по созданию условий для проведения инклюзивных смен — оценка ресурсов учреждения и определение групп обучающихся с ОВЗ для их приёма, разработка программ инклюзивных смен, подготовка персонала, материально-техническое обеспечение.
Эксперты «Орлёнка» презентовали главные итоги работы по направлению инклюзии в 2022 году. Все представленные программы были апробированы в условиях ВДЦ «Орлёнок» и предложены детским лагерям в качестве рекомендаций при формировании методической базы организации дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного детского отдыха.
В документах подробно описаны организационные модели проектирования адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, эффективные инструменты реализации, учебно-тематические планы программ, логика развития содержания смены, планы дня.
Кроме того, выступление включило освещение таких тем, как интеграция ребят с ОВЗ в среду нормотипичных подростков, медицинское и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках смены.
«Образовательная среда детского лагеря включает в себя несколько компонентов: пространственно-символический, коммуникационно-организационный, содержательно-методический. Все три компонента должны создавать условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и нормотипичными сверстниками, их социокультурной адаптации, профориентации, преодоления социальной изолированности», — отметила директор Учебно-методического центра Всероссийского детского центра «Орлёнок» Валентина Грищенко.
Организаторами IХ Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей «Дополнительное образование: баланс традиций и инноваций в обучении и воспитании детей» стали Министерство просвещения Российской Федерации при организационно-методическом сопровождении ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (ВЦХТ).