{{ message }} Закрыть
Размер шрифта
Цветовая схема
7 смена 2025г.
23.06.25
-
13.07.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Больше, чем просто старшие

Фото-слайдер

Тематическая программа «Профессиональные старты. Наставники Орлят России» объединила в «Орлёнке» учащихся педагогических классов и помощников вожатых, активных представителей школьного самоуправления, ориентированных на получение первых профессиональных проб в качестве наставников младших школьников.

«Орлята России» — проект, созданный в 2021 году по инициативе министра просвещения РФ Сергея Кравцова. В его основу заложена идея воссоздания в начальной школе системы общественного воспитания, которая опирается на опыт и достижения отечественной педагогики, признанной одной из лучших в мире.

Александр Джеус
Директор ВДЦ «Орлёнок»
«Программа „Наставники Орлят России“ направлена на профессиональное самоопределение школьников в области педагогических профессий, а также закрепление у старшеклассников мотивации дальнейшего в ней участия. В рамках смены подростки изучат содержание проекта, его треки, смогут развить свои коммуникативные способности и попробовать себя в практической деятельности»

В «Орлёнок» на тематическую программу «Профессиональные старты. Наставники Орлят России» приехали больше ста подростков, прошедших конкурсный отбор. Здесь им предстоит постичь азы профессии педагога и научиться уверенно и эффективно работать с детьми дошкольного и школьного возраста.

Наставники Орлят — старшеклассники, которые подают пример младшим школьникам. Это подростки, готовые сопровождать других на пути развития. По мнению начальника детского лагеря «Стремительный» Екатерины Русановой, «от вожатых эти ребята отличаются только лишь уровнем профессионализма, который накапливается с опытом, а главное для них — быть другом орлят и примером отношения к людям, делу и Родине, и в этой миссии заложены все качества и навыки, необходимые для наставника».

Смена в «Орлёнке» — возможность рассказать о своём опыте единомышленникам, поделиться идеями и вместе создать что-то совершенно новое.

«Мой опыт работы с учащимися начальных классов пока совсем небольшой. Я проводила творческие мастер-классы: мы с ребятами создавали новогодний подарок для людей, которые проходят лечение в реабилитационном центре нашего города, и потом дарили их. Это были небольшие открытки с ёлочкой из ниток. Во время занятия дети развили свои творческие навыки, моторику, а самое главное — проявили неравнодушие. Чтобы попасть на эту смену, нужно было создать видеовизитку, с ответом на вопрос „Как идея известных педагогов переплетается с твоей работой?“ Я рассказывала о Василии Сухомлинском. В будущем я хочу стать педагогом, использующим его методы обучения. Я уже работала в детском лагере вожатым и помощником вожатого. Мне очень нравится взаимодействие с детьми, они меня заряжают. Например, меня очень порадовало, когда одна из девочек в конце смены подарила мне браслетик с моим именем. Было так приятно, что она подумала обо мне», — рассказала Алла Измайлова из Ленинградской области.

А ещё наставники не только готовятся стать профессионалами в будущем, но уже сегодня являются надёжными помощниками учителей. Заведующая библиотекой ВДЦ «Орлёнок» Ольга Телешева поделилась мнением: «Есть спектр возможностей ребёнка, где он может найти и применить свои знания. Учителя не справляются полностью с его реализацией, потому что у них есть процесс образования: преподаватель должен за 45 минут научить писать букву „А“, показать безударную гласную, изучить правила. И за этим потоком знаний, который даёт образование, должна быть общая эрудиция. Ребята — как раз те носители, которые могут подарить её младшему школьнику. Наставники всегда должны обладать чем-то таким, что может зацепить маленького ребёнка: от тайны Тунгусского метеорита до смысла сказки „Репка“».

Работа наставников Орлят разделена на два больших блока: обучение и стажировка. В рамках первой части ребята посещают мастер-классы — занятия, направленные на получение необходимых знаний. Просветительные треки развивают определённые навыки, которые позже пригодятся старшеклассникам в работе с детьми. Например, в рамках трека «Орлёнок-Мастер» девчонки и мальчишки узнали, как проводить мастер-классы с младшими школьниками.

Педагог дополнительного образования Ирина Иванченко объяснила: «Нельзя просто прийти и сказать: „Ребята, у вас есть ножницы и бумага, вырезайте кружочек“. Конечно, я могла бы просто рассказать ребятам, как строится общение с детьми, на какие моменты нужно обращать внимание. Но мы поступили иначе: отыграли мастер-класс, на котором в моём лице они увидели, я надеюсь, себя. Я считаю, что подобные смены необходимы. Это возможность познакомиться с разными направлениями, увидеть, оценить, сделать выводы. Школа, уроки, другие виды деятельности — это то, чему ребята посвящают много времени. Ознакомиться с особенностями будущей профессии иногда даже не удаётся. Именно для этого устраивают подобные смены в летних лагерях. Но одно дело — услышать, а другое — попробовать. Увидел, услышал интересные факты о профессии, тебе понравилось. Ты даже себя представил в этой роли. Но сможешь ли справиться с задачей перед большой аудиторией без практического опыта? Поэтому нужно пробовать и двигаться небольшими шажками. Например, подобным шажком станет совместный мастер-класс: один начнёт, другой продолжит, третий раздаст материалы. И таким образом ребята смогут опробовать профессию на деле, что в будущем им очень понадобится».

Полученные навыки позже пригодятся наставникам во второй части смены — на стажировке. Ребята разделятся на несколько направлений, чтобы опробовать приобретённые знания в деле: наставники-мастера (проведение прикладных мастер-классов), наставники-исследователи (проведение исследований с опытными педагогами), наставники-просветители (проведение занятий с младшими школьниками на тему интересных дат и праздников), наставники-игротехники (разработка и проведение авторских игр) и наставники-профи (помощники вожатых: ребята, которые участвуют в программе более двух лет).

«Дети раннего возраста нуждаются в том, чтобы кто-то их направлял, и это могут быть взрослые люди, родители, родственники, а ещё сверстники и ребята немного старше, причём последние с детьми — на одной волне. Приятно осознавать, что ты можешь ребят к чему-то подтолкнуть. На мастер-классе педагог объяснял нам особенности взаимодействия со школьниками и дошколятами: как показать, рассказать так, чтобы творческая деятельность проходила без осложнений для учителя и ребёнка. Я поняла, что нужно давать детям больше возможностей для выбора. У меня есть, условно, несколько вариантов, но я буду готова и смогу спокойно ещё что-то предложить. Это ребёнок всё-таки, ему хочется нового и интересненького», — поделилась мнением Анастасия Гавриленко из Краснодарского края.

А ещё в рамках юбилейной смены, посвящённой 65-летию «Орлёнка», в лагере «Стремительный» действует «Юбилейный совет инициатив», в который вошли и наставники Орлят. Ребята выдвигают идеи и реализуют их.

«Наша 11 команда предложила инициативу по созданию книги легенд „Орлёнка“. В дальнейшем эту идею объединили с предложениями других команд. И сейчас мы приступили к разработке юбилейной книги „Орлёнка“, в которую войдут истории сотрудников, разные легенды. Планируем подарить её нашему центру в день юбилея», — рассказала Алиса Шалыгина из Краснодарского края.

В рамках программы наставники смогут узнать основные правила в работе с детьми и получить навыки, которые пригодятся не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни: как разрешать конфликты, выработать критическое мышление, развить ораторские способности и так далее. После смены у ребят останутся «Рабочие тетради старшеклассника-наставника» и методические материалы.

Смена проводится в рамках программы комплектования обучающимися по дополнительным общеразвивающим программам на 2025 год, утверждённой Министерством просвещения Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях: