{{ message }} Закрыть
Размер шрифта
Цветовая схема
11 смена 2025г.
06.10.25
-
26.10.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Музейная педагогика: инновационные подходы

Фото-слайдер

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» проходит Всероссийская практическая конференция по музейной педагогике «Роль школьного музея в сохранении исторической памяти как одной из составляющих культурного наследия».

Всероссийская практическая конференция направлена на обмен передовым опытом в сфере гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через музейную деятельность.

В форуме принимают участие 60 специалистов — это руководители школьных музеев, музейных комнат, педагоги дополнительного образования, методисты и руководители патриотических клубов и объединений из 18 субъектов Российской Федерации: Республики Башкортостан, Республики Крым, Чувашской Республики; Краснодарского и Хабаровского краёв; Амурской, Белгородской, Воронежской, Владимирской, Запорожской, Калининградской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Самарской областей.

Александр Джеус
Директор ВДЦ "Орлёнок"
«В России насчитывается около 22 тысяч школьных музеев — уникальных образовательных площадок, где история приобретает жизненную форму и становится доступной каждому ученику. Музейная педагогика в современном образовательном процессе способствует не только усвоению и закреплению знаний, но и глубинному осмыслению исторического наследия. Данный подход формирует у школьников чувства патриотизма, достоинства и ответственности. Школьные музеи способствуют воспитанию любви к Родине, уважения к семье и нации, раскрывая фундаментальные ценности, лежащие в основе развития и процветания государства»

На конференцию поступило 57 материалов: статей, докладов и тезисов, из них 33 опубликованы в сборнике «Роль школьного музея в сохранении исторической памяти как одной из составляющих культурного наследия».

Основными темами для обсуждения на дискуссионных площадках конференции стали сохранение и развитие российских духовно-нравственных ценностей и гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков средствами музейной педагогики.

«На базе ВДЦ „Орлёнок“ собрались представители школьных музеев, которые сегодня играют одну из ключевых ролей в формировании патриотизма и бережного отношения к культурному наследию, обеспечивая преемственность поколений. И очень важно педагогам из разных регионов России на площадках форума обменяться своим опытом, чтобы пополнить методические копилки друг друга новыми идеями», — рассказала директор музейно-выставочного комплекса ВДЦ «Орлёнок» Татьяна Хацкевич.

В рамках конференции состоялась обзорная экскурсия по ВДЦ «Орлёнок» с посещением музея военно-морской славы, музея отечественной авиации и космонавтики, уникальных архитектурных объектов и дендропарка. Мастер-классы для участников с проведением экскурсии в музее спорта и народном музее «Блиндаж» провели ведущие специалисты государственных музеев, образовательных организаций.

«На форуме коллеги делятся опытом сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне и её героях. Я расскажу о формах работы и тех акциях по увековечиванию памяти героев, которые у нас проходят на базе образовательного центра „Орион“ и школьных музеев Воронежской области. Во многих из них действуют поисковые отряды, которые организуют экспедиции, ведут архивные исследования, занимаются восстановлением захоронений. Это очень важная работа, которая формирует в детях гражданственность и любовь к Родине», — рассказала старший методист, региональный координатор школьных музеев Воронежской области Валентина Балбекова.

Участники форума в своих выступлениях подчёркивают, что школьный исторический музей является связующей нитью поколений, хранителем памяти, традиций прошлого. В процессе работы в школьном музее учащиеся изучают историю, культуру, традиции родного края и школы. Школьный музей содействует развитию познавательных способностей учеников. Они знакомятся с документами, работая в различных архивах, что способствует формированию навыков работы с различными историческими источниками и специальной научной литературой. Обращаясь за помощью к ближайшему окружению, дети учатся наблюдать, систематизировать, обмениваться опытом, передавать знания другим, приобретают навыки культуры общения. Благодаря школьному музею реализуется принцип учёбы через дело.

По итогам конференции будет принята резолюция.

Поделиться в соцсетях: