На смене «Океанавтика» в «Орлёнке» школьники стали исследователями подводного мира
Единственная в России тематическая смена, обучающая подростков практическим подводным исследованиям, стартовала в пятый раз во Всероссийском детском центре «Орлёнок». В ходе проекта ребята осваивают технику и методику ведения исследовательских работ, учатся реставрировать артефакты, поднятые с глубины, изучают принципы пилотирования обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Завершится смена традиционными итоговыми манёврами.
Программа разработана и реализуется Центром подводных исследований Русского географического общества совместно с ВДЦ «Орлёнок». В 2023 году смена «Океанавтика» проходит пятый раз. 100 победителей заочного отборочного этапа из 39 субъектов Российской Федерации съехались в Центр для практического обучения. «Океанавтика» — уникальная программа, на которой подростки 13–16 лет превращаются в настоящих подводных исследователей, а акватория бухты — в практический учебный класс. Для обучения орлят применяется полный спектр технических средств: легкое водолазное снаряжение, подводные роботы, поисковая аппаратура и даже мини-подводная лодка, а также VR-тренажер для отработки навыков погружения на берегу.
Смена «Океанавтика» реализуется в «Орлёнке» в пятый раз и заслуженно пользуется популярностью среди школьников. В этом году заявки на участие в заочном этапе обучения подали почти 1400 школьников, до конца курс прошли 500 ребят, и только 100 лучших из них приехали на нашу смену. Такой высокий конкурс о многом говорит: «Океанавтика» — одна из самых увлекательных летних программ, реализуемых в «Орлёнке»
Занятия для орлят проводят практикующие специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.
«Мы рассматриваем „Океанавтику“ как нашу кузницу кадров. Сейчас, когда ребята полны задора и их планы на жизнь только формируются, хотим через практику дать им попробовать понять, как увлекателен и разнообразен мир подводных исследований. И в то же время, пожалуй, даже в первую очередь, мы рассказываем об опасностях и трудностях, которые сопровождают нашу деятельность. Для нас важно, чтобы они научились оценивать риски и принимать оптимальные решения в каждой отдельной ситуации и в своей жизни» — отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.
На пляже «Орлёнка» для детей создан учебный археологический раскоп, а под водой появились квестовые трассы и затопленные суда. За три недели обучения участники осваивают технику и методики ведения исследовательских работ, взаимодействия в своей рабочей группе и между специальностями, планированию безопасных работ на воде и анализу полученной информации. Юные подводные исследователи сами реставрируют артефакты, поднятые с глубины, изучают весь путь, который проходят предметы от находки до музейного экспоната.
Завершится смена традиционными итоговыми манёврами, в рамках которых дети получат в разработку «легенду» и под присмотром наставников самостоятельно реализуют полный комплекс работ.
С 2020 года программа реализуется при спонсорской поддержке ПАО «Газпром».