2000 орлят и 350 вожатых «Орлёнка» стали участниками этнографической олимпиады
Во Всероссийском детском центре прошла пресс-конференция, посвящённая итогам Московской этнографической олимпиады. Событие было реализовано в рамках 7 смены этого года. В обсуждении итогов проекта приняли участие организаторы этноолимпиады, директор ВДЦ «Орлёнок» Александр Джеус и юные журналисты, участники образовательной программы «Медиалаборатория инновационной патриотической журналистики».
В «Орлёнке» подвели итоги этноолимпиады «Москва — столица многонациональной России: экспедиция». Программа была реализована в 7 смене 2023 года. Её участниками стали более 2000 орлят в возрасте от 11 до 16 лет, а также 350 вожатых Центра. Проект осуществлялся при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Организаторы мероприятий — Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера» во взаимодействии с Московским педагогическим государственным университетом.
В рамках пресс-конференции спикеры и юные журналисты «Орлёнка» обсудили результаты проведённой этноолимпиады и перспективы развития проекта.
Руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков рассказал, что цель мероприятий Московской этнографической олимпиады — популяризация этнографических знаний о народах России, создание позитивной основы для межкультурной коммуникации и осознания единства народов нашей страны, профилактика этнической ксенофобии и конфликтов на национальной и религиозной почве в детской и молодёжной среде. Проект активно развивается. Он стартовал в 2017 году и проводился среди московских школьников и студентов колледжей. Сейчас этноолимпиада объединяет студентов вузов и университеты страны, а также педагогов и родителей обучающихся.
«За шесть лет проведения Московской этнографической олимпиады в ней приняли участие более 10 тысяч учащихся, родителей и педагогов, а также несколько тысяч студентов из многих субъектов РФ. Сегодня нужно воспитывать подрастающее поколение в ценностях единения. На наш взгляд, это мероприятие — образец того, как можно работать по вопросам воспитания с молодыми людьми», — сказал глава ведомства.
Директор «Орлёнка» Александр Джеус поблагодарил организаторов за проведение этноолимпиады во Всероссийском детском центре и выразил надежду на её развитие, отметив, что этот проект должен стать одним из ключевых в линейке образовательных программ ВДЦ.
В прошлом году мы провели этноолимпиаду в пилотном варианте с участием 200 ребят, в этом году масштаб значительно увеличился: 2 000 школьников и 350 педагогов центра, прибывших из разных регионов страны. Интерес к проекту неподдельный, дети с удовольствие включаются в события программы. Я рад, что это происходит. Посредством данной инициативы мы развиваем интерес школьников к изучению культуры и традиций народов России, показываем, что сила нашей Родины в разнообразии и единстве её этносов. Уверен, нужно расширять возрастной ценз участников проекта, охватывая возраст младших школьников и их родителей
О значимости и смысле проекта юным журналистам рассказал заместитель председателя Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Игорь Круговых. Он объяснил, что в вопросах программы делался упор на традиционно-духовные ценности, национальный суверенитет и многонациональную консолидацию, а также предложил расширять проект с учётом международной составляющей «Орлёнка».
«В рамках седьмой смены в Центре побывали дети из семи стран мира, они также могли бы присоединиться к проекту, узнав много нового о России и её особенностях», — отметил спикер. На вопрос орлят о заданиях, с которыми столкнулись участники этноолимпиады, ответил заместитель руководителя Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Московского государственного педагогического университета Алексей Кричкин.
Спикер рассказал, что за семь лет работы подготовлено уже более 600 вопросов разного уровня сложности и по различным темам. Обычно школьники отвечают на 30 вопросов, а вожатые — на 40. Задания в этом году включали следующие темы: «Традиции и обычаи народов России», «Фольклор», «Народная медицина», «Игры», «Народные промыслы», «Наука», «Театр» и другие.
«В „Орлёнке“ отдыхают дети из самых разных регионов России, — сказал Алексей Кричкин, — поэтому тема единства России в её многообразии — одна из основных для воспитательной и просветительской работы с нашими ребятами».
В завершении встречи Виталий Сучков рассказал об особой мотивации участников проекта: шесть орлят, набравших наибольшее количество баллов, и два вожатых-победителя приглашены на итоговые мероприятия и финальное награждение лауреатов проекта в Москву. Педагогов и школьников ждёт трёхдневная культурно-просветительская программа пребывания в столице с посещением московских музеев и другими интересными событиями на День народного единства.
«Я не первый раз участвую в этнографических событиях. У меня даже есть награды. Моё увлечение началось ещё в 5 классе, а сейчас я подумываю связать с этим своё будущее. Может, пойду на международные отношения, либо на международное право. Победа в олимпиаде „Москва — столица многонациональной России“ стала для меня неожиданностью», — поделилась эмоциями победительница проекта Виталия Солова из Белгородской области.