{{ message }} Закрыть
Размер шрифта
Цветовая схема
8 смена 2025г.
17.07.25
-
06.08.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

От формул до смартфонов: орлятам показали, как работает современный мир

Фото-слайдер

Более трёх тысяч мальчишек и девчонок из России, стран ближнего зарубежья — республик Беларусь, Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Казахстан, Кыргызской и Приднестровской Молдавской республик, а также Монголии и Республики Куба — стали участниками фестиваля науки для школьников.

Организатором выступил Адыгейский государственный университет при поддержке Минобрнауки России. Проект реализуется в рамках Всероссийского научно-популярного проекта «Наука Вокруг. Открытия продолжаются», и его главная задача — увлечь школьников научным творчеством, показать, что наука может быть не только полезной, но и интересной.

Александр Джеус
директор ВДЦ «Орлёнок»
«Фестиваль науки в „Орлёнке“ проходит второй раз. В прошлом году его участниками стали 16 тысяч детей из всех регионов России и разных стран мира. Событие проходит в увлекательных форматах, настраивая детей на изучение той или иной науки. И это крайне важно: задав себе один вопрос, ребёнок способен заинтересоваться конкретной сферой и в дальнейшем связать с ней жизненный путь. Стране нужны талантливые учёные и молодые исследователи. И кто знает, может быть, в будущем кто-то из наших орлят станет вторым „Ломоносовым“»

XXI век сложно представить без технологий. Видеоигры, спутниковая связь, смартфоны и интернет, международные перелёты и даже умные дома — всё это стало возможным благодаря научным открытиям. Сегодня, казалось бы, такая простая дисциплина, как математика — не просто школьный предмет, а язык, на котором говорят медицинские сканеры, системы кибербезопасности и климатические модели. Без неё невозможны цифровые фото, онлайн-навигаторы, работа с большими данными и защита от интернет-хакеров. Наука всё глубже проникает в повседневную жизнь. И чтобы понять, как это работает, орлята приняли участие в научных шоу, химических опытах, мастер-классах, выставках и квестах. Всего на территории лагерей было открыто 40 тематических площадок. Здесь в интерактивной и игровой форме школьники знакомились с биологией, физикой, химией, IT и математикой.

«Формат однодневного фестиваля науки для школьников, сочетающий в себе работу тематических площадок, проведение интеллектуальных конкурсов, показ научно-популярного документального фильма и лекции ведущих российских учёных и популяризаторов, оказался очень удачным. Такая комбинация активностей даёт возможность не только рассказать детям о различных направлениях науки, но и буквально прикоснуться к ней, поучаствовав в научных экспериментах и опытах. В прошлом году мы провели в «Орлёнке» шесть фестивалей, в которых было задействовано 16 тысяч ребят. Мы увидели, что это действительно интересно детям: благодаря фестивалю науки тысячи школьников могут воочию увидеть, чем занимается современная наука и познакомиться с выдающимися учёными. В этом году мы запустили второй сезон фестиваля науки в «Орлёнке», — рассказал руководитель проекта «Наука вокруг. Открытия продолжаются», ректор АГУ Дауд Мамий.

На увлекательных мастер-классах «Звёзды в руках» и «ТелескопиЯ» орлята отгадывали загадки и выполняли практические задания, связанные с космосом, познакомились с телескопическими устройствами Meade Infinity 70 и Coronado, которые позволяют наблюдать за процессами на поверхности Солнца.

Они научились работать с телескопом и выполнять различные задания на внимание и ориентацию: сначала рассматривали листочки с цифрами и искали соответствующие кратеры на изображении Луны, затем учились различать спутники Марса и собрали тематические пазлы.

«Мастер-класс мне очень понравился. Я немного разбираюсь в этой теме, потому что участвую в конкурсе „Большая перемена“, и моё кейсовое задание связано с Роскосмосом: мы придумываем концепт станции будущего, и благодаря этому я ещё больше заинтересовалась космосом — это направление мне кажется очень перспективным. В будущем я хотела бы серьёзнее заняться астрономией, изучать небесные тела, космические явления и научные инструменты, такие как астролябии. Хотя сейчас основной акцент у меня на программировании, я уверена, что мои увлечения можно объединить», — поделилась Диана Павлова из Камчатского края.

На занятии «Киберспорт» мальчишки и девчонки освоили управление дронами через профессиональный симулятор, научились виртуальным трюкам в FPV-режиме, где пилот видит изображение с камеры, и сыграли в дрон-баскетбол. Ребятам рассказали, что для управления дроном в первую очередь необходимы базовые навыки работы с симулятором. Обучение можно начинать с семи лет, а участвовать в соревнованиях с десяти: полный курс на симуляторе составляет около 100 часов, далее дети переходят к тренировкам на безопасных мини-дронах — «вупах», на которых летают порядка 30 часов, а после переходят к более сложным моделям, например, гоночным дронам. Сейчас дрон-рейсинг активно развивается в России.

«Мастер-класс мне очень понравился, я узнал много нового о дронах, о том, как они устроены и как ими управляют. Всё было понятно и интересно. Особенно здорово, что это не просто теория, а можно всё увидеть своими глазами», — отметил Владимир Цуканов из Краснодара.

На увлекательном занятии, связанном с VR-технологиями, орлята опробовали Beat Saber — музыкальную компьютерную игру с элементами виртуальной реальности на реакцию и внимание, в ходе которой участник разрезает летящие в него кубики световым мечом, а ещё занялись разгадыванием головоломок в формате 3D-лего. Помимо развлечений, VR можно использовать и в образовательных целях: например, для изучения Солнечной системы, строения человеческого тела или виртуальных путешествий. Это мощный инструмент, который делает обучение наглядным и увлекательным.

«Мне очень понравился мастер-класс, было ощущение, будто ты находишься внутри игры, как в реальной жизни. Я получил большое удовольствие. Уже пробовал VR раньше, но сегодня было круче, здесь и графика хорошая и удобное управление. Игра тоже была интересной, я играл в ту, где нужно управлять мячами», — рассказал Дмитрий Ротов из Москвы.

С научно-популярной лекцией на тему «Человек в открытом космосе» выступил российский астроном, директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета (АО ИГУ), профессор Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, доктор физико-математических наук Сергей Язев. Его дед Иван Язев был знаменитым астрономом и директором Иркутской обсерватории с 1949 по 1955 годы. Родители учёного также занимались астрономией. В феврале 2024 года именем «Sergeyyazev» был назван астероид № 591861.

Сергей Язев — автор и соавтор более двухсот научных работ, двух монографий, пяти научно-популярных книг, пяти учебных пособий, множества научно-популярных статей. На лекции в рамках Дня науки Язев рассказал ребятам, как человек впервые оказался в открытом космосе и почему это стало важной вехой в истории освоения Вселенной. Почти сто лет назад идеи выхода в космос — чуждую человеку среду, где нет воздуха, нет давления и даже привычной температуры — начал разрабатывать Константин Циолковский и именно он придумал шлюзовую камеру, через которую и по сей день космонавты покидают корабль. Орлята проследили путь от запуска первого спутника в 1957 году до полёта Юрия Гагарина и Валентины Терешковой. Ребятам показали, как выглядели первые космические корабли «Восток» и «Меркурий», и рассказали о рекордных полётах Германа Титова, Валерия Быковского и Джона Гленна.

Отвечая на вопросы ребят, Сергей Арктурович признался, что мечтает побывать в космосе, но добавил: «Человек в космосе должен приносить максимальную пользу. Я не специалист по космической технике, значит, мне там делать нечего». Он отметил, что, если бы у него была возможность отправиться в прошлое, он выбрал бы встречу с первыми советскими космонавтами: «Гагарин, Титов, Терешкова — они первыми шагнули в неизведанное. Хотелось бы просто послушать их».

«Лекция Сергея Язева была очень интересной и захватывающей. Я узнал много нового о космосе, например, что было совершено 486 выходов в открытое пространство — это невероятно! Я немного увлекаюсь темой космоса, знаю, что самый длинный выход в открытый космос длился девять часов», — поделился впечатлениями Герман Гаврилов из Москвы.

На площадке «Яркая химия: магия цвета в реакциях» девчонки и мальчишки узнали, как взаимодействие молекул рождает новые цвета, какие элементы отвечают за насыщенные пигменты и как химики используют эти реакции. Зрелищные эксперименты педагог Ксани Морин дополнила доступными объяснениями: она рассказала о химизме процессов и показала, почему даже один лишний атом может изменить всю палитру: «На мастер-классе ребята делали часть опытов вместе с нами. Они узнали, как получить цветные осадки и искусственную кровь, как йод становится газообразным, изготавливали самодельные бенгальские огни. Дети с радостью принимали участие и остались довольны».

Девчонки и мальчишки наблюдали за цветным пламенем и дымом, смешивали жидкости и следили за реакцией.

«Химию в школе я ещё не изучаю, но этот мастер-класс заинтересовал меня. Мы смотрели на опыт со вспыхивающим синим огнём, где поджигали водород, который получается при реакции фольги с соляной кислотой. В будущем я бы хотел ещё раз попробовать поставить подобные опыты и последить за удивительными химическими реакциями», — рассказал Макар Попов из Ижевска.

На «КРИО-шоу» было очень холодно, весело и интересно! Здесь превращали цветы в хрустальные скульптуры и замораживали мыльные пузыри. А ещё подростки узнали, как азот используют в медицине, пищевой промышленности и космических технологиях, почему жидкий азот «кипит» на открытом воздухе и что происходит с материалами при экстремальном охлаждении.

«Нам показывали жидкий азот и его свойства. Очень понравился опыт, где замораживали цветы, и они становились хрупкими и ледяными. Мы били их об стол и лепестки мгновенно ломались. Крио-шоу для меня было очень увлекательным», — отметила Ярослава Королевская из Волгограда.

В научной мастерской «ДНК своими руками» ребята узнали, как эта замечательная молекула образует наши гены.

«Вместе с ребятами мы сделали молекулу ДНК своими руками, чтобы они могли наглядно представить, как она выглядит. Современному человеку очень важно знать о ДНК, чтобы понимать не только то, почему у меня такой цвет глаз или цвет волос, но и откуда и в каком направлении движется человечество в целом», — рассказала педагог Дарья Лозицкая.

Ребятам рассказали о Розалинде Франклин — английском биофизике и учёном-рентгенографе, которая изучала структуру ДНК. Объяснили, что такое ДНК-тесты и показали, как собрать двухцепочечную ДНК в стиле оригами.

«Нас учили делать ДНК из бумаги. Теперь у меня 47 хромосом. Ещё рассказали, откуда берутся эти молекулы и как они влияют на человека. Я буду сдавать экзамен по химии, поэтому для меня это был полезный опыт. Но и для саморазвития это тоже очень интересная информация», — сказала Ника Фабрицкая из Санкт-Петербурга.

В рамках фестиваля науки орлята посмотрели короткометражный документальный фильм «Виктория» о молодой учёной, которая создает новые препараты для диагностики и лечения рака. В фильме динамично переплетаются многочасовые исследования учёной с моментами её личной жизни и общения с близкими, которые также становятся героями сюжета. Виктория Шипунова возглавляет лабораторию биохимических исследований канцерогенеза Московского физико-технического института (национального исследовательского университета). Фильм был снят при поддержке Министерства культуры РФ и МФТИ Творческим объединением «Яблоня». За последние три года с момента основания лаборатории учёные во главе с Викторией Шипуновой разработали несколько предварительных версий лекарственных препаратов, при тестировании снижающих побочные эффекты и замедляющих рост опухолей.

Завершится насыщенный событиями день чемпионатом по интеллектуальным играм «Стихии науки».

Фестиваль реализуется в рамках смены, которая проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях: