Партнёрство ради будущего
Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» представители Сочинского государственного университета провели просветительские встречи с подростками. Специалисты кафедры педагогического и психолого-педагогического образования подготовили мастер-классы, квесты, интерактивные игры, тренинги и воркшопы.
Среди тем мероприятий были представлены: «Социальный архитектор будущего», «Твой ход: как твой выбор влияет на историю России», «Эмоциональный баланс», «Медиация: путь к согласию», «PRO-Учитель: твой навигатор в профессии», «Молодёжная политика СГУ: Территория инициатив», практика «Введение в волонтёрство», мастер-класс «Мастерство для СВОих» (приготовление пряников), а также занятие на тему «Конституция как основной закон государства. Роль прокуратуры в соблюдении конституционных прав граждан, интересов общества и государства».
Просветительские встречи состоялись при участии руководителей и студентов кафедр общей психологии и социальных коммуникаций; педагогического и психолого-педагогического образования; психологии и дефектологи; центра психологического сопровождения, а также сотрудников прокуратуры.
Сотрудничество «Орлёнка» и Сочинского государственного университета имеет серьёзные перспективы. Так, СГУ предложил открыть на базе детского центра кафедру по направлениям бакалавриата и магистратуры — старт запланирован на следующий учебный год. Со стороны ВДЦ «Орлёнок» созданы условия для практической подготовки студентов не только по педагогическим, но и по техническим направлениям.
Декан социально-педагогического факультета СГУ Юлия Макаревская рассказала, какие тематические локации были представлены на площадке ВДЦ «Орлёнок» участникам 13-й смены.
«Университет привез восемь локаций. Одна локация представлена Университетским экономико-технологическим колледжем, который является структурным подразделением Сочинского государственного университета, с мастер-классом по изготовлению пряников для передачи их в качестве гуманитарной помощи в зону специальной военной операции. Дети увидели всю технологическую цепочку — от изготовления теста до готовой выпечки. Некоторые локации курировал социально-педагогический факультет СГУ. Их задача — познакомить школьников с профессиями, которым учит факультет: педагог, психолог, педагог‑психолог, медиатор, специалист по рекламе и связям с общественностью. На площадках демонстрировались ключевые элементы профессиональной деятельности: приёмы педагогической работы, техники интерактивного ведения урока, методики преподавания иностранного языка и др.», — поделилась Юлия Макаревская.
На просветительской встрече под названием «Социальный архитектор будущего» у участников была возможность пережить вдохновляющие примеры карьерного успеха в социально ориентированных профессиях и через совместную проектную работу ощутить, как своими решениями можно менять жизнь людей и облик общества.
«На самом деле это очень интересно. Мы на программе „Социальный архитектор будущего“ решаем проблему интернет-зависимости путём предложения инициативы о других активностях, которые помогут от этого избавиться», — рассказала Виолетта Жукова из Ростовской области.
На мастер-классе «Медиация: путь к согласию» участники исследовали механизмы возникновения, развития и урегулирования межличностных конфликтов.
Мальчишки и девчонки учились работать в команде, мыслить критически и анализировать собственный опыт через рефлексию. «Встреча произвела на меня очень приятное впечатление, — рассказала Василиса Фёдорова из Дагестана. — Мы подробно разобрали тему конфликтов: нам объяснили, в чём разница между ссорой и конфликтом, и какие виды конфликтов бывают. Мы получили практические рекомендации, как из них выходить. Особенно ценным для меня стало понимание того, как выстраивать конструктивный диалог с родителями в спорных ситуациях».
Тренинг «Эмоциональный баланс» подарил участникам безопасное пространство, где через живые игры, творческие упражнения и открытый диалог они учились чувствовать и понимать свои эмоции, превращать стресс в ресурс, поддерживать друг друга и выходить из затруднений с более устойчивым, радостным и уверенным отношением к себе и миру.
«Я побывала на курсе по эмоциональному балансу. Суть занятия — лучше узнать друг друга. Мы по очереди выходили и рассказывали, что нам нравится, искали тех, кто разделяет наши интересы. Ещё были рисунки. Первый — ладошка. Мы передавали её по кругу и писали друг другу пожелания. Я пожелала любви, счастья и удачи. Второй рисунок на тему: „То, от чего я испытываю радость“. Я нарисовала семью, вокал, друзей и наш творческий коллектив „Карнавал“. Мне всё очень понравилось! Было интересно узнать, о чём думают другие, и подбирать слова для пожеланий», — поделилась Азалия Сапукова из Самарской области.
На просветительской встрече «Конституция как основной закон государства», сотрудники органов прокуратуры рассказали о роли надзорного ведомства в соблюдении конституционных прав граждан, интересов общества и государства.
«На занятии нам подробно рассказали, что такое Конституция и когда она была принята. Это помогло глубже понять юридическую сферу и разобраться в личных правовых вопросах. Основной смысл встречи в том, чтобы мы знали свои права, умели ими грамотно распоряжаться и понимали, какие действия возможны в нашем возрасте. Спикерами выступили замечательные сотрудники Генеральной прокуратуры. Они провели занятие очень интересно и полезно: было здорово не только освежить знания, но и узнать много нового — особенно в преддверии Дня Конституции», — поделился Никита Безгубов из Республики Удмуртия.
Мастер-класс по приготовлению и оформлению пряников превратил участников 13-й смены в сплочённую «кондитерскую бригаду добра», где в атмосфере совместного творчества и труда ребята осваивали базовые кулинарные навыки, собственными руками создали пряники и затем подготовили из них тёплые гуманитарные посылки для участников СВО к Новому году.
Сегодня многие подростки, возможно, сделали важное открытие: волонтёрство — это путь, где каждый может найти своё место. Здесь можно делать добро не на словах, а на деле, встретить единомышленников и начать менять мир — с маленьких, но настоящих шагов.
«Я видела настроение детей, когда проходил мастер-класс. Когда им сказали: „с каким настроением вы будете замешивать тесто, такое настроение и передастся человеку, который возьмёт в руки ваш имбирный пряник“, — ребята стали внимательнее относиться к процессу, словно осознав, что создают не просто пряник, а эмоциональный подарок», — рассказала гость мероприятия, координатор волонтёрского движения «23 сVоих не бросаем» Татьяна Ханжиян.
Алина Ильина из Новосибирска призналась, что ей хотелось передать новогодние эмоции и настроение через пряники, которые они с ребятами с любовью, заботой и благодарностью готовили, разукрашивали для российских бойцов, находящихся сейчас на СВО.
Важность просветительских встреч отмечают и сами студенты, которые на практике применяют полученные в учебном заведении знания.
«Для меня такие мероприятия — это уникальная возможность познакомиться с учреждениями вроде „Орлёнка“, — рассказал Феликс Троицкий, студент 3-го курса Сочинского государственного университета. — Я не просто никогда здесь не был — я вообще ни разу не бывал в детском лагере. Всё это для меня в новинку. Мы приехали сюда с темой „Медиация“. Наша цель — помочь детям расширить кругозор, открыть для них новые горизонты и дать полезные знания, которые могут пригодиться в жизни».
Просветительские встречи с подростками стали ещё одним важным шагом на пути реализации стратегии развития Сочинского университета как уникального научно-образовательного центра России, объединяющего образовательные организации страны и создающего новые возможности для студентов, педагогов и наставников будущего. Таким образом, партнёрство «Орлёнка» и СГУ выстраивает систему, в которой школьники получают доступ к современным просветительским практикам; студенты приобретают ценный опыт практической работы; вуз и Всероссийский детский центр совместно развивают образовательные и профессиональные траектории для молодёжи.