{{ message }} Закрыть
12 смена 2025г.
30.10.25
-
19.11.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Звёзды ближе, чем кажется

Фото-слайдер

Всероссийский детский центр «Орлёнок» в рамках программы «Ключ на старт! Космос для детей», организаторами которой выступает «Роскосмос», посетил лётчик—космонавт Российской Федерации, Герой России, член отряда космонавтов ФГБУ «Научно—исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» Андрей Борисенко.

Творческая встреча с участниками программы «Ключ на старт! Космос для детей» состоялась во Дворце культуры и спорта.

В отряд космонавтов Борисенко зачислен в 2003 году, в 2005 году получил квалификацию «космонавт—испытатель». Первый полет в космос (2011) на «Союзе ТМА—21» («Гагарин») был продолжительностью 164 суток 5 часов 41 минута, второй (2016–2017), на «Союзе МС—02» — 173 суток 3 часа 15 минут.

За мужество и героизм, проявленные во время длительных космических полётов, в 2012 году Андрею Борисенко было присвоено звание Героя Российской Федерации. В 2018 году он был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Среди других наград: знак Гагарина (ведомственная награда Роскосмоса); медали НАСА; знак преподобного Сергия Радонежского; благодарность губернатора Московской области.

Андрей Борисенко стал 200-м космонавтом, посетившим Международную космическую станцию с момента её запуска в 1999 году. Это символическое звание он получил во время своего первого полёта в 2011 году.

Ребята посмотрели два видеофильма, которые познакомили их с профессией космонавта и работой на Международной космической станции.

А потом участники программы «Ключ на старт! Космос для детей» засыпали гостя вопросами. На первый из них — что повлияло на выбор будущей профессии в детстве, звёздный гость рассказал, что его путь в космонавтику начался с фильма «Укрощение огня», который вдохновил его на мечту о космосе.

«Мне очень захотелось, чтобы жизнь главных героев, которые были показаны на главном экране, стала бы и моей жизнью: строить ракеты, преодолевать все эти сложности, а если повезёт, то ещё и полететь в космос. Так что всё начинается с мечты», — считает Андрей Иванович.

Аня из лагеря «Солнечный» поинтересовалась, какое космонавт испытывает чувство, когда отправляется в полёт?

«Когда мы наконец-то летим в космос после долгих лет подготовки — а с момента зачисления в отряд до выполнения своего первого полёта требуется порядка 6–7 лет, то мы счастливы, что добрались до вершины нашей профессии — космического полёта. Мы полны сил и уверены, что сможем выполнить ту работу, которая на нас возложена», — поделился Андрей Борисенко.

Игорю Новикову было интересно, как ощущается невесомость в космосе? Отвечая на этот вопрос, Андрей Борисенко провел аналогию с детскими качелями. Ведь нет ни одного человека, который бы не качался на них хотя бы раз в жизни.

«Вспомните своё ощущение в верхней точке, — предложил космонавт. — Эдакое „ах“! Что-то возвышенное и непонятное. Вот это „ах“ и есть то самое состояние невесомости. Оно наступает с момента, когда мы выходим на орбиту, и заканчивается работа двигателей космического корабля».

Настя поинтересовалась, страшно ли было Андрею Ивановичу, когда он садился в ракету, готовую к запуску?

«Если в космос космонавту лететь страшно, то ему не надо было приходить в эту профессию, — считает Андрей Борисенко: — В космос летать не страшно, в космос летать страшно интересно! Это я могу вам сказать совершенно точно! Начнём с того, что на этапе отбора в отряд космонавтов с кандидатами очень плотно работают психологи. Они выясняют психологический портрет каждого кандидата, его слабые и сильные стороны, стараются понять: человек понимает вообще, в какую профессию он пришёл, во что ввязывается или он не до конца осознает это. И конечно, если на этом этапе будет подозрение, что человек боится лететь в космос, то он просто будет отсеян».

Дмитрий Гуляев задал вопрос о том, случались ли во время космических полётов особо сложные или аварийные ситуации, требовавшие быстрых и нестандартных решений. Андрей Иванович ответил, что у космонавтов есть термин — «нештатная ситуация».

«Космический полет — это одна сплошная нештатная ситуация. Есть те, которые несут угрозу жизни и здоровью экипажа, а также работоспособности станции (разгерметизация, пожар и т.д.). Такие ситуации, к счастью, случаются крайне редко. Мы на земле много времени уделяем тренировкам и преодолению таких событий. А вторая группа нештатных ситуаций — их можно назвать „мелочи жизни“. Ну, например, лампочка: перегорела. Мы знаем, где они лежат, как их поменять, и оперативно это делаем. Даже на землю об этом докладываем не сразу, а в конце рабочего дня, когда отчитываемся за всё, что произошло на борту за текущие сутки. Такие „мелочи жизни“ случаются почти каждый день, а иногда и не по одному разу», — рассказал космонавт.

Поинтересовались ребята и любимым блюдом космонавта, причем не только в космосе, но и на земле. Андрей Иванович поделился, что у него очень много любимых блюд: любит он и шашлыки, и сырники, которые прекрасно готовит его супруга. А в космосе по утрам предпочитал овсянку.

«На земле я её просто терпеть не могу, а в космосе почему-то хорошо такой завтрак шёл. Ещё на орбите мне очень нравилась такая еда, как кусочки мяса в соусе барбекю. Люблю пить кофе, и в космосе не изменял привычке», — рассказал гость встречи.

Вопросов прозвучало ещё немало, ребята с нескрываемым восхищением ловили каждое слово космонавта, который провел в космосе суммарно за два полета 337 дней.

Кто знает, может, именно сегодня у кого-то из ребят родилась мечта о космосе: подняться на МКС, взглянуть на нашу планету с высоты... Ведь живой пример космонавта Андрея Борисенко доказывает: если упорно идти к мечте, звёзды, действительно, становятся ближе. Его путь от детской мечты до двух длительных экспедиций на МКС показывает, как труд, знания и воля превращают фантастику в реальность. Его достижения не только обогатили российскую космонавтику, но и стали ориентиром для новых поколений покорителей космоса.

В ходе смены орлят ждёт ещё много увлекательных событий: они будут работать над инженерными кейсами в лабораториях по направлениям: «Гидропневматические ракеты», «Спутникостроение», «Цифровой электромонтаж», станут участниками фестиваля запуска ракет.

По итогам программы у школьников сформируется современное понимание роли науки и техники в развитии ракетно—космической отрасли.

Смена реализуется в рамках программы комплектования обучающимися по дополнительным общеразвивающим программам на 2025 год, утверждённой Министерством просвещения Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях: