{{ message }} Закрыть
9 смена 2025г.
10.08.25
-
30.08.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

День науки: как устроен этот мир?

Фото-слайдер

Более трёх тысяч мальчишек и девчонок из России и стран ближнего зарубежья — республик Беларусь, Узбекистан и Абхазия — стали участниками фестиваля науки для школьников. Организатором выступил Адыгейский государственный университет при поддержке Минобрнауки России.

Проект реализуется в рамках Всероссийского научно-популярного проекта «Наука Вокруг. Открытия продолжаются», и его главная задача — увлечь школьников научным творчеством, показать, что наука может быть не только полезной, но и интересной.

Александр Джеус
Директор ВДЦ "Орлёнок"
«Важно внедрять проекты, которые мотивируют детей к научной деятельности. Фестиваль науки — это серьёзный инструмент, который помогает вдохновлять подрастающее поколение на открытие нового и развитие своих знаний. России нужны талантливые учёные, способные двигать страну вперёд, обеспечивая технологическую независимость и устойчивое развитие»

Наука всё глубже проникает в повседневную жизнь. И чтобы понять, как это работает, орлята приняли участие в научных шоу, химических опытах, мастер-классах, выставках и квестах. Всего на территории лагерей было открыто 40 тематических площадок. Здесь в интерактивной и игровой форме школьники знакомились с биологией, физикой, химией, IT и математикой.

На занятии «Киберспорт» орлята освоили управление дронами через профессиональный симулятор, научились виртуальным трюкам в FPV-режиме, где пилот видит изображение с камеры, и сыграли в дрон-баскетбол.

«В программу входит обучение на симуляторах дронов, а также небольшое представление: один из сотрудников нашего центра управляет летающим устройством, преодолевая препятствия. Мы выбрали эту тему для лекции, потому что сейчас контроль дронов считается полноценным киберспортом, уже есть учебники и занятия по этому предмету», — объяснил педагог дополнительного образования из образовательного центра «Полярис-Адыгея» Евгений Поляков.

Ребятам рассказали, что для управления дроном в первую очередь необходимы базовые навыки работы с симулятором. Обучение можно начинать с семи лет, а участвовать в соревнованиях с десяти: полный курс на симуляторе составляет около 100 часов, далее дети переходят к тренировкам на безопасных мини-дронах — «вупах», на которых летают порядка 30 часов, а после переходят к более сложным моделям, например, гоночным дронам. Сейчас дрон-рейсинг активно развивается в России.

«На лекции о дронах мы узнали много интересного. Удивительным фактом для меня стало то, что они могут поднимать людей. Оказывается, дроны используются во многих сферах. Тренажёры, на которых мы пробовали контролировать их, дались не сразу, так что думаю, что реальными дронами управлять ещё труднее», — поделилась Таисия Никитюк из Московской области.

На мастер-классах «Звёзды в руках» и «ТелескопиЯ» орлята отгадывали загадки и выполняли практические задания, связанные с космосом, познакомились с телескопическими устройствами Meade Infinity 70 и Coronado 40 мм, которые позволяют наблюдать за процессами на поверхности Солнца.

«Я первый раз пользуюсь телескопом. Это оказалось легко и весело: здорово смотреть на Солнце таким непривычным способом. Нас научили правильно закреплять устройство перед тем, как посмотреть в него», — отметила Мария Черных из Ростова-на-Дону.

Ребята научились работать с телескопом и выполнять различные задания на внимание и ориентацию: сначала рассматривали листочки с цифрами и искали соответствующие кратеры на изображении Луны, затем учились различать спутники Марса и собрали тематические пазлы.

Как отметил старший преподаватель кафедры аналитической физики АГУ Николай Шамбин, площадка разделена на две части: половина детей работает с телескопом, учится наводить его на объекты, другая часть занимается с картами звёздного неба. В результате у ребят складывается представление о том, что такое созвездия, и как они расположены в космосе относительно друг друга.

На занятии, связанном с VR-технологиями, орлята опробовали Beat Saber — музыкальную компьютерную игру с элементами виртуальной реальности на реакцию и внимание, в ходе которой участник разрезает летящие в него кубики световым мечом, а ещё занялись разгадыванием головоломок в формате 3D-лего. Помимо развлечений, VR можно использовать и в образовательных целях: например, для изучения Солнечной системы, строения человеческого тела или виртуальных путешествий. Это мощный инструмент, который делает обучение наглядным и увлекательным.

«Занятие прошло непринуждённо и приятно: преподаватели показали нам разнообразные игры, а мы выбирали, что хотим попробовать. Я, например, решал головоломки. Хоть и был знаком с технологией VR, но с такими практическими задачами встретился первый раз», — поделился впечатлениями Роман Бебенин из Екатеринбурга.

Кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова Российской академии наук, лауреат премии Президента Российской Федерации области науки и инновации для молодых учёных Николай Андреев провёл для орлят научно-популярную лекцию «Математическая составляющая окружающего мира».

«Сегодня мы рассказывали детям о том, что математика окружает нас везде. Если изучать её, жизнь будет интереснее. На самом деле, совсем не важно, на каких примерах, главное — зацепить, увлечь ребят, чтобы кто-то из них вдохновился почитать о математике в книге или на сайте. Примеры выбирались прямо в процессе: я ориентировался на уровень знаний детей», — заметил Николай Николаевич.

«Я занимаюсь математикой, поэтому примеры из лекции мне уже известны. Могу отметить хороший видеоматериал и способ подачи: у лектора понятные объяснения и хорошие наглядные модели», — поделился Артём Эдоков из Москвы.

На другой площадке — в Общественном центре — с научно-популярной лекцией на тему «Живее всех живых: мегалодон и другие» выступил доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН, профессор биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, автор научно-популярных книг «Сотворение Земли», «Похождения видов», «Как живые» и других Андрей Журавлёв.

Во время лекции Андрей Юрьевич рассказывал ребятам о доисторических рыбах, которые стали предками мифического и так плотно вписавшегося в современную поп-культуру мегалодона. Как отметил учёный, эти огромные хищники, достигавшие 20-ти метров в длину, вымерли около трёх миллионов лет назад. Однако до сих пор сохраняется вероятность в один процент, что эта свирепая акула всё-таки выжила и продолжает обитать на дне какого-нибудь океана.

«Лекция была очень крутая. Я узнал много нового про мегалодонов: раньше я воспринимал их только через фильмы и думал, что они просто как большие акулы, но, оказывается, всё намного интереснее и сложнее. Особенно запомнилось то, как нам рассказывали про хрящевых рыб и их огромные носы. Теперь я хочу ещё больше узнавать и про науку, и про мегалодонов», — поделился впечатлениями Дамир Прокопенко из Республики Адыгея.

На площадке «Яркая химия: магия цвета в реакциях» девчонки и мальчишки узнали, как взаимодействие молекул рождает новые цвета, какие элементы отвечают за насыщенные пигменты и как химики используют эти реакции. Зрелищные эксперименты студентка четвёртого курса факультета естествознания АГУ Ксани Морин дополнила доступными объяснениями: она рассказала о химизме процессов и показала, почему даже один лишний атом может изменить всю палитру. Девчонки и мальчишки наблюдали за цветным пламенем и дымом, смешивали жидкости и следили за реакцией.

"Мы увидели много интересного в аудитории, и нам всё понятно объяснили. Особенно понравились опыты — они такие наглядные и весёлые. Химия теперь кажется ещё интереснее, хотя она мне и раньше нравилась», — рассказал Тимофей Альховик из Минского городского кадетского училища.

На «КРИО-шоу» участники фестиваля науки превращали цветы в хрустальные скульптуры и замораживали мыльные пузыри и еду. Подростки узнали, как азот используют в медицине, пищевой промышленности и космических технологиях, почему жидкий азот «кипит» на открытом воздухе и что происходит с материалами при экстремальном охлаждении.

«Нам показывали, как с жидким азотом можно сделать очень много интересных опытов. Самое весёлое, когда вожатых кормили замороженными кукурузными палочками и поили соком: у них изо рта шёл дым, как у драконов. Жаль только, что нам не досталось кукурузных палочек», — рассказал Захар Пересыпкин из Москвы.

В научной мастерской «ДНК своими руками» ребята узнали, как эта замечательная молекула образует наши гены. Лаборант факультета естествознания АГУ Кристина Предчая рассказала орлятам о Розалинде Франклин — английском биофизике и учёном-рентгенографе, которая изучала структуру ДНК. Объяснила, что такое ДНК-тесты и показала, как собрать двухцепочечную ДНК в стиле оригами.

В научной мастерской «Выделение ДНК» орлята на практике разобрались, как устроена жизнь на молекулярном уровне. Они смогли выделить ДНК из банана. Ребята использовали реагенты, которые есть в каждом доме, а не только в лаборатории: моющее средство, соль и спирт; увидели, как разрушаются клетки, а затем появляются белые ниточки ДНК.

«Сегодня мы выделяли ДНК из банана. Оказывается, такой эксперимент можно повторить даже дома, так что обязательно покажу его родителям. Я вообще увлекаюсь наукой, но это не мой основной профиль. Я, скорее, гуманитарий. Хотя после таких экспериментов интерес просыпается ещё сильнее. Всегда здорово узнавать что-то новое и пробовать всё на практике», — отметил кадет Екатеринбургского суворовского военного училища Владимир Силунский.

«Наша главная цель — показать ребятам, что наука — это не что-то далёкое и сложное. После школы можно выбрать любую профессию и в каждой есть место для научных исследований. Пока ребята ещё учатся, важно показать им, что наукой можно заниматься уже сейчас — это увлекательно, доступно и важно для общества», — подчеркнул кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники и заведующий лабораторией АГУ Дмитрий Шумилов.

Фестиваль реализуется в рамках смены, которая проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях: