{{ message }} Закрыть
6 смена 2025г.
30.05.25
-
19.06.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Форум «Орлята России»: пространство профессионального развития

Фото-слайдер

В ВДЦ «Орлёнок» стартовал II Всероссийский форум учителей «Орлят России».

Форум объединил более трёхсот участников — это педагоги начальных классов, директора школ, советники по воспитательной работе, члены школьных родительских комитетов и представители 11 базовых вузов программы «Орлята России».

Организаторами форума выступают Министерство просвещения Российской Федерации, ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок» при участии ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» и Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых».

«Сегодня у нас выстроена единая государственная система воспитательной работы, благодаря которой мы можем дотянуться до каждого школьника страны, предоставив ему возможности для самореализации в России и на благо России. Реализацией программы на федеральном уровне занимаются одни из ведущих учреждений нашей страны в области воспитания и дополнительного образования детей: Министерство просвещения, Движение Первых, Российский детско-юношеский центр и, конечно же, главный методический центр программы — Всероссийский детский центр „Орлёнок“. Ежегодно программа растёт и расширяется, и уже с прошлого года в ней работает 11 базовых вузов и 100 флагманских школ, которые помогают учителям, старшеклассникам-наставникам и родителям включаться в программу и развивать социальную активность младших школьников. На сегодняшний момент к проекту „Орлята России“ присоединилось более пяти миллионов школьников младших классов, учителей и старшеклассников-наставников со всех регионов страны», — отметила в приветствии участникам форума директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталья Агре.

Форум учителей начальных классов «Орлят России» — это площадка для конструктивного диалога по вопросам воспитания младших школьников. Масштабное событие направлено на консолидацию усилий педагогического и родительского сообществ программы «Орлята России» в реализации государственной политики в сфере воспитания детей, обобщение методического опыта учителей начальных классов — активных участников программы и формирование профессионального сообщества учителей-новаторов. 

Александр Джеус
Директор ВДЦ "Орлёнок"
«На площадке форума мы открываем диалог, который станет основой для единства целей и содержания нашей совместной деятельности. Мы обсудим потенциал проекта „Орлята России“, познакомимся с его концептуальными основами, рассмотрим общие подходы семьи и школы в воспитании детей, а также поговорим о роли старшеклассников-наставников. Федеральный проект „Орлята России“ построен на взаимодействии детей и взрослых, сотрудничестве и совместном творчестве, поэтому мы собрали здесь не только представителей образовательных структур, но и главных наставников ребят — родителей. Впереди большая совместная работа. Уверен, она будет эффективной и плодотворной, даст стимул для дальнейшего развития проекта»

В первый день форума педагогов пригласили к разговору о воспитании как приоритете государственной политики России. Участники форума обсудили значимость системности воспитательных усилий различных институтов российского общества и роль программы «Орлята России» в формировании основ гражданской позиции подрастающего поколения. На стратегической сессии «Система воспитания — единство целей, содержания и практики» выступили заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Лариса Бебешко, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Новицкая, директор флагманской школы № 42 из Перми Наталья Кутищева, заместитель директора ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью Людмила Спирина.

«Наша цель — продолжить работу с ребятами, которые прошли первую ступень „Орлят России“. Мы хотим вовлечь их в активную деятельность Движения Первых, чтобы они смогли применить свои знания и навыки в дальнейшей жизни. С этого года в программу „Орлята России“ включены задания и занятия от Движения, что поможет ребятам лучше понять цели общественного объединения и принять решение о продолжении своей школьной жизни в его рядах. Сегодня в работе с детьми участвуют ведущие организации в сфере воспитания страны: Министерство просвещения, „Движение Первых“, Российский институт детства РГПУ им. А.И. Герцена, региональные министерства, институты развития образования и учреждения детского отдыха. На четвёртом году реализации программы необходимо разработать инструмент оценки её эффективности, и эта задача заложена в программу нашей научно-исследовательской работы. Важно посмотреть, чем отличаются ценности ребёнка, который участвовал в программе „Орлята России“ от ценностей ребёнка, который не прошёл программу», — подчеркнула Лариса Бебешко.

Наталья Кутищева поделилась опытом работы флагманской школы, участвующей в программе «Орлята России». По её словам, стать флагманской школой — значит работать и распространять передовой опыт, изменив среду на всех уровнях школы: «Мы начали работать в нескольких направлениях, в частности, изменили подходы к работе со старшеклассниками-наставниками, активно включив их в методическую составляющую программы «Орлята России».

В этот же день в рамках работы секций специалисты «Орлёнка» обсудили с педагогами методическое обеспечение реализации программы «Орлята России» и представили первый опыт реализации адаптированной программы для дошкольных организаций «Орлята-дошколята» на примере детского сада ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок».

На секции «Методическое обеспечение реализации программы «Орлята России» педагоги обсуждали вопросы воспитания подрастающего поколения через активное участие в коллективно-творческой деятельности. Программа стремится создать условия, в которых дети могут раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде и развить необходимые социальные навыки.

«Современные дети стоят перед большими вызовами. С одной стороны, педагогам важно сохранить их детство, с другой — подготовить их к жизни в обществе. Наша задача — помочь ребятам стать не просто активными, а значимыми для себя, для друзей, для страны. Важно научить их понимать себя, брать ответственность за свои поступки и соотносить свои желания с общепринятыми нормами. Результаты работы по программе „Орлята России“ показывает, что дети, участвующие в ней, достигают более высоких результатов, чем их сверстники», — отметила учитель флагманской школы МБОУ «Гимназия № 46» из Кирова Любовь Князева.

На секции «Орлята России — растём с „Первыми“» заместитель председателя Совета регионального отделения по проектной деятельности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых» Краснодарского края Юлия Супрунова познакомила участников с механизмом вступления «Орлят России» в «Движение Первых» и организацией деятельности первичного отделения «Первых» в школах.

«Программа «Орлята России» заканчивается в четвёртом классе. «Движение Первых» предлагает им масштабные возможности, которые их ждут с началом учёбы в средней школе. Я очень надеюсь, что мы придём к единой системе в работе, и каждый ребёнок будет участником проекта «Орлята России» и «Движения Первых», — отметила учитель начальных классов и советник директора по воспитанию МАОУ СОШ № 102 города Краснодара Юлия Волошина.

На секции «Презентация ключевых проектов в системе воспитания» участники форума получили уникальную возможность познакомиться с актуальными проектами Российского детско-юношеского центра, а также направлениями сотрудничества с партнёрскими организациями в области воспитания детей и молодёжи. Начальник отдела реализации проектов в сфере социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Вадим Гринберг рассказал о реализуемых инициативах, направленных на развитие творческих и социальных навыков у детей, а также о значении этих проектов для формирования активной гражданской позиции у подрастающего поколения.

Его выступление вызвало большой интерес у всех собравшихся.

«Я занимаюсь педагогикой с 2000 года, написала более 80 статей по воспитанию и сейчас я вижу, что многие идеи и инициативы, которые мы обсуждали последние десятилетия, наконец, начинают реализовываться. Ряд проектов, представленных спикером, уже активно внедряются в школьную практику, например, такие важные инициативы, как „Хранители истории“ и „Дорога Победы“. Эти проекты не только обогащают образовательный процесс, но и способствуют формированию у детей и молодёжи чувства патриотизма и уважения к истории своей страны. Я уверена, что такие инициативы имеют огромное значение для воспитания активных и сознательных граждан», — сказала доцент Уральского государственного университета Елена Бородина.

По оценкам всех участников, первый день форума прошёл очень плодотворно.

«Выступления всех спикеров содержат очень много интересного и полезного материала, в частности, о работе флагманских школ и базовых вузов. В нашем образовательном учреждении открыты четыре дошкольные группы, в которых мы пробуем внедрять программу „Орлята России“ и уже провели акцию „Орлята — дошколятам“. Методические рекомендации, которые представляют спикеры, и возможность обменяться идеями с коллегами — вот самое ценное, что даёт мне участие в этом форуме», — подчеркнула Валентина Чайкина из города Николаевска Волгоградской области.

Третий день работы форума станет «родительским»: участники, в число которых входят и представители родительского сообщества, займутся совместным поиском путей формирования социальной активности юных граждан в рамках программы «Орлята России», что в конечном счете позволит сформировать содержание нового трека программы «Родители».

Родители — главные воспитатели ребёнка. Но эффект воспитательных воздействий возрастает кратно, если они совершаются во взаимодействии родителей и педагогов. Совместная деятельность создаёт единое воспитательное пространство, в котором ребёнок чувствует атмосферу поддержки, понимания и заботы, а взрослые — родители и педагоги — могут обмениваться опытом, знаниями и методами воспитания, что позволяет им лучше понять особенности развития ребёнка и выбрать наиболее эффективные подходы.

С лекцией «Традиционные ценности как основа единства российского общества» выступит первый проректор Кубанского государственного университета, доктор социологических наук Темыр Хагуров. По мнению эксперта, в наше время традиционные ценности являются основой российского общества, благодаря которым укрепляется единство страны, её суверенитет. На них следует опираться в культуре, науке, межнациональных отношениях. И, самое главное, в образовании и воспитании подрастающего поколения. Патриотизм — это не только служение Отечеству, но и одно из важнейших черт всесторонне развитой личности. Крайне важно с детства ставить патриотизм как основу воспитания общества, ведь само понятие «патриотическое воспитание» охватывает большой спектр ценностей и аспектов жизни.

На встрече, которая пройдёт в формате круглого стола «Воспитательные эффекты совместной деятельности учителей и родителей в воспитании ребёнка», собравшимся предстоит обсудить стратегию педагогического сопровождения формирования детско-родительского сообщества в школе, варианты отношения родителей к воспитанию в школе, различные формы сотрудничества педагогов и родителей. Спикерами выступят зав. кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Лада Чепелева, зав. кафедрой методологии образования ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», профессор Екатерина Александрова, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Новицкая, старший методист отдела обеспечения реализации программы «Орлята России» ВДЦ «Орлёнок» Ольга Шевердина, директор флагманской школы Наталья Кутищева (Пермь).

На площадке по обмену опытом учителя познакомятся с содержанием семи основных педагогических треков программы: Орлёнок — Эрудит, Орлёнок — Хранитель исторической памяти, Орлёнок — Мастер, Орлёнок — Лидер, Орлёнок — Спортсмен, Орлёнок — Доброволец и Орлёнок — Эколог.

Завершит программу форума тематический день «Старшеклассники-наставники в программе „Орлята России“». Что старшеклассник должен знать и уметь, прежде чем прийти к детям начальной школы? Какова система подготовки старшеклассника-наставника и кто ведёт эту работу в школе? Каковы возможности и задачи наставников-учеников 5-6-х классов? Эти и другие вопросы участники форума смогут обсудить в диалоге с авторами программы «Орлята России»: начальником отдела обеспечения реализации программы «Орлята России» Олегом Зверцовым, начальником отдела реализации проектов в сфере социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» «Российского детско-юношеского центра» Вадимом Гринбергом и главным советником при ректорате ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» Надеждой Боос.

В этот же день участники посетят лекции на тему информационной безопасности и цифровой образовательной среды, которые проведут руководитель направления «Лаборатория Касперского» по детской онлайн-безопасности, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России 2013» Андрей Сидоренко и учитель начальных классов высшей квалификационной категорией, призёр конкурса «Учитель года — 2022» Анна Таначёва.

По итогам форума будет издан сборник материалов, в который войдут лучшие практики учителей начальных классов по реализации содержания программы «Орлята России», представлены предложения по развитию программы на основании обратной связи от её участников.

II Всероссийский форум учителей «Орлят России» завершится 6 ноября 2024 года.

Поделиться в соцсетях: