{{ message }} Закрыть
11 смена 2025г.
06.10.25
-
26.10.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Поставить цель и к ней стремиться!

Фото-слайдер

В Форуме базовых образовательных организаций и региональных представителей федеральной программы «Орлята России», который проходит с 6 по 10 октября в Санкт-Петербурге на площадке Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, принимают участие специалисты Всероссийского детского центра «Орлёнок».

В форуме принимают участие преподаватели и студенты педагогических вузов, региональные кураторы программы, специалисты ВДЦ «Орлёнок», учителя начальных классов и финалисты Всероссийского конкурса лучших воспитательных практик — всего около 150 человек.

Участники форума обменялись лучшими практиками и наметили пути дальнейшего развития проекта, направленного на воспитание у младших школьников активной гражданской позиции и позитивных социальных ценностей.

Заместитель директора ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью Лариса Сайфутдинова представила результаты всероссийского исследования жизненных целей детей — участников программы «Орлята России». В рамках опроса, проведённого среди более 42 тысяч младших школьников, детям задавали вопрос: «Какую полезную цель в жизни ты перед собой ставишь?» Ответы были систематизированы и позволили выделить главные жизненные ориентиры, которые формируются в результате участия в федеральной инициативе.

По словам Ларисы Сайфутдиновой, наиболее заметными стали социально ориентированные цели. Так, 23,3% детей указали «Помощь людям», 13,3% — «Стать хорошим человеком», а 9,3% выбрали цель «Забота о природе». Эти показатели свидетельствуют, что у детей сформированы базовые нравственные установки, важные для их возраста. Младшие школьники стремятся к социальному одобрению и осваивают нормы поведения через конкретные и понятные действия, что говорит об эффективности и большом потенциале педагогической работы. Важными инструментами социализации выступают учёба и спорт: учебную деятельность 17% респондентов рассматривают не только как достижение, но и способ получить признание в коллективе. Спорт, отмеченный 8% опрошенных, воспринимается детьми в большей степени через призму соревновательности. Однако докладчик обратила внимание на необходимости сместить акцент в спортивной деятельности с соревнований на пропаганду здорового образа жизни и ценности командной работы.

Вместе с тем выявлены и области, требующие развития. Организованные формы социальной активности, такие как волонтёрство (6,5%) и патриотизм (2,9%), пока остаются в тени — дети предпочитают конкретные ситуативные действия, а не институциональные формы участия. Низкий уровень осознания долгосрочных жизненных целей выражается в небольших процентах ответов, связанных с профессией (7,8%), личностным развитием (5,1%) и творчеством (2,6%). Это объективная особенность младшего школьного возраста, открывающая новые горизонты для развития программы. Кроме того, около 4,2% детей дают неопределённые ответы, что сигнализирует о необходимости индивидуального подхода для поддержания формирования их ценностных ориентиров.

«Анализ жизненных целей младших школьников, участвующих в программе „Орлята России“, показывает, что дети формируют базовые социальные и нравственные ценности: помощь людям, заботу о природе, стремление быть хорошим человеком. Перед нами стоит задача усилить практическое вовлечение детей, развивая патриотизм через конкретные действия и творческие проекты. Важно, чтобы социальная активность детей становилась осознанным выбором, а не просто реакцией на внешние ожидания», — подчеркнула Лариса Сайфутдинова.

Форум стал площадкой для обсуждения не только текущих результатов, но и перспектив развития программы. Участники согласились, что необходимо усилить практическую направленность, вовлекая детей в реальные проекты помощи и инициативы. Важное направление —развитие патриотического воспитания через встречи с героями современности, ветеранами и волонтёрами, которые могут стать личным примером служения Родине. Для этого планируется использовать тематические экскурсии, квесты и краеведческие проекты.

«Результаты мониторинга позволят совершенствовать программу: если отдельные направления развития ребёнка не показывают роста, значит какой-то из блоков программы требует доработки. Таким образом, мониторинг становится инструментом анализа и стратегического развития федеральной программы, помогает определить векторы дальнейшего движения и повысить эффективность воспитательной работы», — прокомментировала директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена Виктория Новицкая.

Специалисты отметили важность сбалансированного развития спортивного направления. В треке «Орлёнок-спортсмен» предлагается сделать акцент на здоровом образе жизни, взаимопомощи и личностном росте, сместив фокус с соревнований. Интеграция творческих и профориентационных элементов позволит показать детям, как их увлечения могут стать профессией.

Программа «Орлята России» формирует у младших школьников социальные и нравственные ориентиры. Повышение эффективности программы предусматривает развитие рефлексии и самооценки у детей, а также использование педагогических инструментов для поддержки тех, кто пока не определился с жизненными ориентирами. Значимая роль отводится укреплению связей между разными треками и вовлечению родителей и местного сообщества для совместной реализации инициатив.

По итогам форума, организаторами которого выступили Университет имени А.И. Герцена при поддержке Министерства просвещения РФ совместно с Всероссийским детским центром «Орленок», ФГБУ «Росдетцентр» и региональным отделением Движения Первых, определена стратегия дальнейшего совершенствования программы во благо детей по всей России.

Поделиться в соцсетях: