{{ message }} Закрыть
6 смена 2025г.
30.05.25
-
19.06.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Из варяг в греки

Фото-слайдер

В «Орлёнке» мальчишки и девчонки вместе с молодыми учёными Севастопольского государственного университета совершили увлекательное путешествие по ключевым этапам знаменитого пути «из варяг в греки».

Участники Международной молодёжной интерактивной экспедиционной школы «Крымская кругосветка 2024: из Севастополя в Себастолис» — это студенты из четырёх регионов России и четырёх стран: Армении, Ливана, Нигерии, Казахстана, а также стажёры-исследователи Севастопольского госуниверситета. Крымская кругосветка проводится в рамках проекта «Из варяга в греки: тысячелетняя история транзита идей, людей и технологий» при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Главная цель экспедиций, а их к настоящему времени состоялось уже пять, — изучить археологические памятники линейных торговых путей и узловых инфраструктурных элементов евразийских морских и речных коммуникаций в V-XV веках. Общая протяжённость маршрута — около 700 километров, он проходит одновременно на побережье и в акватории Чёрного моря на территории Республики Крым и Краснодарского края.

Итогом огромной работы станет издание историко-географического описания морских коммуникаций северного Причерноморья V-XV веков, составленное в духе и традициях средневековых рукописей.

Тематический день в «Орлёнке» начался с презентации проекта. «Из варяг в греки» — это, по мнению исследователей, стержневой путь, который объединил разрозненные племена в русское государство и сделал нашу страну единой. Ребята узнали, как возникло выражение «тащить волоком», и открыли для себя удивительные отличия между древними судами и современными баржами.

«В ходе экспедиции по Крыму меня особенно впечатлили генуэзские укрепления и фортификационные сооружения. Мы посетили несколько объектов, в том числе крепости Чембало и Кафа (Феодосия). Кафа была главной резиденцией генуэзцев в Крыму и представляла собой самое масштабное сооружение. Внешнее укрепление составляют более 30 башен. Это действительно мощное оборонительное сооружение. Экспедиция позволила мне увидеть эти исторические объекты и дала возможность научиться работать с историческими документами. Я освоила навыки оформления текстов в средневековом стиле и научилась анализировать документы путешественников», — рассказала участник экспедиции Севастопольского государственного университета Елизавета Радюк.

Кабинеты школы «Орлёнка» на весь день превратились в исследовательские лаборатории. На площадке «Полевая археология» учёные продемонстрировали трёхмерные модели археологических памятников на основе фотограмметрии, а также рассказали о технологиях, возможностях и достижениях СевГУ в области изучения и сохранения объектов культурного наследия мирового значения.

«Моя курсовая работа по цифровой археологии, посвящённая „Крымской кругосветке“, — это невероятный опыт! Огромным событием стала возможность увидеть своими глазами Новый Херсонес — объект моего научного интереса. Новые знакомства, увлекательные научные открытия и исследование мест, которые я видела только на картинках, подарили незабываемые впечатления. Я советую орлятам не бояться рисковать и стремиться к новым знаниям», — рассказала студентка Южного федерального университета Мария Григоренко.

На площадке «Морская археология» ребятам рассказали о глубоководных археологических исследованиях на примере кораблекрушений в акватории Крыма.

«Мы узнали о том, как проводятся археологические раскопки на дне морей и других водоёмов. С помощью специальных подводных дронов и сонорных систем археологи сканируют землю, детально картографируют местность и находят следы затонувших городов и поселений. Затем, используя глубоководные камеры, бережно извлекают артефакты, сохраняя их в первозданном виде», — поделилась впечатлениями Екатерина Баллер из Новороссийска.

Одной из самых увлекательных экспозиций стала площадка «Морская робототехника».

«Нам довелось поближе познакомиться с одним из самых перспективных направлений современной науки — использованием роботов для подводных исследований. Работа водолазов, занимающихся изучением затонувших кораблей, древних городов и других объектов на дне морей и океанов, — это очень сложная и даже опасная деятельность. Она сопряжена с серьёзными физическими нагрузками, риском для здоровья и жизни человека. Поэтому всё большую роль в этих исследованиях начинают играть высокотехнологичные подводные роботы и дистанционно управляемые аппараты. Они способны работать на большой глубине, исследовать труднодоступные участки, выдерживать сверхвысокое давление, а главное — выступать „глазами“ и „руками“ учёных прямо под водой», — рассказала Варвара Логачёва из Красногорска.

В ходе мастер-класса «3D-фиксация предметов археологических коллекций» участники познакомились с принципами применения ручных сканеров для объёмной съёмки археологических предметов.

«Использование виртуальной реальности в изучении истории — это настоящий прорыв, который открывает перед нами невероятные возможности, ведь благодаря этим технологиям мы можем погружаться в прошлое, рассматривая его во всех подробностях и примеряя на себя роль свидетелей ушедших эпох. Надев специальные очки, я оказался в самом центре реалистичной виртуальной сцены: передо мной простирался величественный древний храм со всеми его деталями: от искусно вырезанных колонн до ярких фресок на стенах», — поделилась эмоциями Ксения Першина из Губкинского.

Завершилось мероприятие круглым столом, в котором приняли участие члены Международной молодежной интерактивной экспедиционной школы «Крымская кругосветка 2024»: из Севастополя в Себастолис" и подростки из детского лагеря «Штормовой».

«„Крымская кругосветка“ — это масштабный проект, который проводится Севастопольским университетом с 2018 года. Экспедиция посвящена истории Крыма и прилегающих регионов. В этом году её темой стала история Средневекового мореплавания в период с V по XV века. В исследовательской группе участвуют студенты из пяти стран, представляющих три континента: Европу, Азию и Африку. Участники изучают историю, географию Крыма и регионов, с ним связанных в исследуемый период. Они реализуют и собственные научные проекты, проверяя свои гипотезы и версии. Учёные из Академии наук и Севастопольского университета выступают в роли наставников, проводят занятия и сопровождают участников в поездках по историческим и археологическим памятникам. Это даёт студентам возможность „потрогать руками“ историю, о которой они раньше читали только в учебниках. „Орлёнок“ был выбран в качестве точки экспедиции по нескольким причинам. Во-первых, через эту территорию проходили морские торговые пути в средние века, здесь каждый камень дышит историей. Во-вторых, мы хотели познакомить ребят с деятельностью учёных из Севастополя и Академии наук, рассказать им о нашей научной деятельности и показать ценность археологических находок: когда сегодня человек видит артефакты, извлечённые со дна моря и из-под земли, он понимает, что каждый найденный предмет — это часть нашего удивительного прошлого. Надеемся, кому-то из них всё это поможет определиться с будущей профессией и, возможно, выбрать свой путь в науке», — рассказал руководитель морского экспедиционного отряда, кандидат исторических наук Виктор Лебединский.

Тематический день состоялся в рамках реализации федерального проекта «Популяризация науки и технологий» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Поделиться в соцсетях: