{{ message }} Закрыть
6 смена 2025г.
30.05.25
-
19.06.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

В «Орлёнке» обсудили вопросы внедрения инклюзивных практик в систему детского отдыха

Фото-слайдер

Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» проходит семинар-совещание по вопросам развития инклюзивного детского отдыха, оздоровления и дополнительного образования в рамках осуществления мероприятий социокультурной реабилитации. Участниками события стали 200 руководителей и профильных специалистов федеральных детских центров и лагерей России из разных регионов страны.

Цель семинара-совещания — содействие обмену опытом практической деятельности по развитию инклюзивной среды, повышение уровня квалификации руководителей организаций дополнительного образования и организаций детского отдыха и оздоровления в вопросах поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дополнительного образования, отдыха детей и их оздоровления. Событие состоялось в очном и онлайн-форматах.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью Лариса Сайфутдинова. Она отметила, что «Орлёнок» стал общественной площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов и задач, стоящих перед сферой отдыха и оздоровления детей.

«Выражаю благодарность Министерству просвещения Российской Федерации и Департаменту государственной политики в сфере социальной защиты прав детей за доверие, которое оказано Всероссийскому детскому центру в реализации инклюзивных смен. Это направление является одним из ключевых в плане инфраструктурного развития центра. „Орлёнок“ системно занимается разработкой адаптивных программ, связанных с творчеством, спортом, туризмом и лидерскими социальными технологиями. Особое внимание уделяется подготовке вожатых, которые сталкиваются с этими задачами и должны быть готовы как методически, так и психологически к реализации программ воспитательной и образовательной деятельности», — сказала Лариса Сайфутдинова.

Спикерами мероприятия выступили руководители и специалисты ведущих детских центров России «Орлёнок», «Артек», «Океан», «Смена» и «Алые паруса», представители центра подготовки и педагогической практики Государственного университета просвещения, Кубанского государственного университета и Центра патриотического воспитания «Вершина».

В онлайн-формате к участникам обратилась первый заместитель Комиссии Общественной палаты РФ Диана Гурцкая.

«Не так давно существовал стереотип по отношению к детям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Сейчас наше общество развивается и открыто для различных возможностей, что особенно важно для наших детей», — отметила Диана Гурцкая.

На пленарном заседании «Инклюзивный подход в детском отдыхе: интеграция, образование, оздоровление» участники обсудили вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также проблемы адаптации образовательной среды лагеря к разнообразию потребностей детей.

Заместитель директора ВДЦ «Алые паруса» по образованию и развитию Оксана Колупаева поделилась опытом реализации междисциплинарного подхода к организации инклюзивного детского отдыха. В своём выступлении она подробно рассказала о современных научно-методических и образовательных технологиях, которые используются в ВДЦ «Алые паруса». Оксана Борисовна подчеркнула важность взаимодействия команды специалистов различных профилей. Она отметила, что эффективное сотрудничество позволяет решать общие задачи на основе интеграции знаний из различных научных областей. Это способствует повышению качества оказываемой помощи и обеспечению более глубокого понимания потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

О современных тенденциях и вызовах в сфере инклюзивного отдыха детей и подготовки профильных специалистов рассказала директор центра подготовки и педагогической практики Государственного университета просвещения Людмила Спирина.

«Ключевыми условиями создания инклюзивного пространства является равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников процесса: детей с ОВЗ, их нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых, педагогов-психологов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов», — сказала она.

В своём докладе «Инклюзия в детском лагере: значение научных прикладных исследований для эффективного развития» кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета Лада Чепелева рассказала о ключевых аспектах влияния науки на организацию инклюзивных программ, разработке индивидуальных планов адаптации, создании доступной среды и оценке эффективности мероприятий.

«Научный подход играет ключевую роль в создании условий для полноценного участия детей с различными физическими и интеллектуальными особенностями в жизни общества. Благодаря научным исследованиям формируются эффективные методы и инструменты позволяющие развивать индивида», — поделилась мнением Лада Чепелева.

Семинар-совещание проходит в ВДЦ «Орлёнок» в течение двух дней. В рамках программы участники обсудят нюансы работы психолога с детьми с ОВЗ, изучат применение танцевальной терапии при аутизме, рассмотрят театральную деятельность как средство социализации детей с ОВЗ.

В программе семинара запланированы мастер-классы, на которых будут представлены формы и методы работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

По итогам семинара его участники получат сертификаты. Кроме того, планируется выпуск сборника, содержащего предложения по развитию инклюзивного детского отдыха и оздоровления.

Организаторами семинара выступают Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок», Благотворительный фонд Дианы Гурцкая помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца».

Поделиться в соцсетях: