К диалогу с миром, другом и собой
Во Всероссийском детском центре «Орлёнок» состоялся методический день, посвящённый подготовке вожатых к работе в лагерях в рамках 12 смены.
«Методический день — это давняя традиция „Орлёнка“», ведь непрерывное развитие педагогов является основой нашей деятельности. Вожатые должны постоянно учиться и развиваться, иначе рискуют отстать от своих воспитанников. Дети сегодня опережают взрослых в отдельных областях знаний, и это естественно. Мы живём в эпоху, когда интеллектуальный опыт играет ведущую роль. Дети действительно получают больше информации, чем их сверстники в прошлом, но демонстрируют полный провал в социальном опыте. Поэтому вожатые Центра должны развивать у детей умение жить в коллективе, заботиться о товарищах и проявлять себя как личности, стремящаяся к улучшению окружающего мира» — пояснил помощник (советник) директора ВДЦ «Орлёнок» Сергей Панченко.
На обучающем занятии «Как подготовить методическую статью» для заместителей руководителей и методистов Центра он рассказал, как создать публикацию для педагогического издания.
Вместе со старшей вожатой детского лагеря «Стремительный» Софьей Волковой на занятии «Методический конструктор» вожатые учились создавать дела в формате игры. Они пошагово выполняли проекты, начиная с выбора формы, определения цели совместной деятельности и целевой аудитории.
«Наша команда подготовила проект „Ярмарка талантов“, который мы можем реализовать в нашем лагере для детей среднего возраста. В начале занятия нам предоставили вводную информацию, где всё было структурировано: от того, что делать, до того, когда и как. Сначала мы думали организовать мастер-классы по рисованию и музыке, потом решили устроить театральные постановки или спортивные состязания. Постепенно мы пришли к единой концепции, которая включала в себя разнообразные активности, чтобы заинтересовать как можно больше детей и дать им возможность проявить свои таланты», — рассказала педагог-организатор по социальным сетям детского лагеря «Звёздный» Анастасия Фролова.
Педагог-психолог социально-психологической службы Надежда Васильковская поделилась своим опытом и знаниями о том, как эффективно действовать в роли наставника, поддерживать инициативу и развитие педагогов-новичков.
«В нашем коллективе основной состав работает не одну смену, и к ним присоединяются новички. Это иногда приводит к трудностям в коммуникации. Необходимо не только передать знания, но и помочь новичкам отточить технику и мастерство. Я стремлюсь научить специалистов необходимым технологиям в кратчайшие сроки. Ключевым элементом наставничества являются такие качества, как эмпатия, устойчивость к стрессам, умение работать в команде и организаторские способности», — рассказала Надежда Васильковская.
На занятии «Система стимулирования и мотивации деятельности детей и подростков в 12 смене года», которое провела заместитель начальника детского лагеря «Штормовой» по научно-методической работе Рената Нуртдинова, вожатые узнали, как мотивировать детей, познакомились с инструментами и принципами системы поощрений и вовлечения в жизнь лагеря.
«Сначала обсуждалась теоретическая основа: что такое система стимулирования, как правильно выстроить алгоритм её подготовки и как она работает в смене. Затем вожатые приняли участие в практическом занятии, где им предстояло самостоятельно придумать и разработать систему стимулирования, которую можно было бы полноценно использовать в работе с детьми», — поделилась Рената Нуртдинова.
Игропрактикум был направлен на обогащение знаний педагогов о разных играх. Педагоги вспомнили уже известные игры и разобрались в том, как сделать игровой процесс с подростками ещё более интересным и увлекательным.
«Первая игра была на знакомство. Мы писали историю, вписывая туда свои имена, и дополняли её до логического завершения. Вторая игра тоже была направлена на знакомство, но уже подвижная. Нужно было пробежать вокруг круга, поздороваться с каждым и встать на место того, кого ты заменил. В завершение занятия ребята играли в сбор пазла: у каждого есть кусочек фотографии, и им нужно, общаясь и знакомясь друг с другом, собрать её воедино. Эта игра позволяет ребятам не только потренировать командную работу, но и углубить знакомство друг с другом. Игропрактикум оказался полезным для расширения знаний о разных играх, а также для того, чтобы вспомнить и посмотреть, как можно сделать игровой процесс с подростками ещё более интересным и завлекательным. Ведь для детей игра — это не только двигательный прогресс, это путь к познанию мира и друг друга», — отметил вожатый детского лагеря «Штормовой» Иван Воронцов.
Завершился насыщенный методический день в Доме авиации и космонавтики, где педагоги во время занятия «Ночь в музее „Герои неба великой страны“» получили уникальную возможность погрузиться в атмосферу достижений советской авиации, познакомились с историей развития отечественной космической программы, узнали много нового о легендарных конструкторах и первопроходцах космоса.