Знать историю, созидать будущее
Педагоги Всероссийского детского центра «Орлёнок» на методическом дне разработали план мероприятий для программы «Слёт делегатов кадетских корпусов», проверили свои знания в интеллектуальной игре и создали практикумы по истории.
Во Всероссийском детском центре прошёл методический день, посвящённый реализации в рамках 13 смены образовательных программ: «Слёт делегатов кадетских корпусов», «Всему учит море» и тематической программы «Экология — дело каждого», в котором приняли участие около 70 педагогов Центра. Организаторы подготовили образовательные пространства, учитывая особенности участников смены. Полученные знания лягут в основу разработки планов отрядной деятельности, а также общелагерных событий.
«Единый методический день стал хорошей профессиональной традицией „Орлёнка“. Он позволяет объединяться вожатым и специалистам детских лагерей, отделов и служб в решении дискуссионных вопросов, а также активно включаться в совместную деятельность по подготовке к реализации программ тем вожатым, для которых эта смена — первая в „Орлёнке“. Единство профессиональных усилий, коллективное педагогическое творчество и поиск, повышение квалификации каждого сотрудника в короткие сроки — вот что такое методический день. Пусть эта традиция живёт в сообществе „Орлёнка“ и перерастает в привычку каждого постоянно саморазвиваться», — прокомментировала директор учебно-методического центра ВДЦ «Орлёнок» Валентина Грищенко.
Методический день начался с презентации программы «Слёт делегатов кадетских корпусов», которая стала отправной точкой для обсуждения идей и методик, направленных на развитие участников смены.
Слёт пройдёт с 28 ноября по 18 декабря и объединит более 600 учащихся Президентского кадетского училища, Суворовского военного училища, Нахимовского военно-морского училища, делегатов казачьих кадетских корпусов и 100 представителей лучших детских хореографических коллективов из 47 регионов страны. Участникам смены предстоит осмыслить образ героя Отечества и ценности гражданственности и патриотизма, разобраться в историческом контексте ключевых событий в истории нашей страны, изучить важнейшие вехи Великой Отечественной войны и подвиги советского народа в борьбе за освобождение своей Отчизны, познакомиться с выдающимися личностями — героями нашего времени, которые являются общественно признанными образцами беззаветного служения Родине.
Педагоги познакомились с алгоритмом реализации содержания смены. Кадеты займутся поиском информации об известных и малоизвестных подвигах защитников своей страны, изучат историю населённых пунктов, жители которых проявили героизм, стойкость и мужество в борьбе с захватчиками. Исследовательская и поисковая деятельность участников тематической смены пройдёт в проектных группах с педагогами на базе мастерской прикладного и художественного творчества, детского инновационного центра авиации и космонавтики, музейно-выставочного комплекса, библиотеки. Результаты исследований будут представлены в виде художественных выставок, литературно-музыкальных композиций, познавательных занятий, мини-спектаклей. В рамках программы планируются тематические мероприятия «Героями не рождаются, героями становятся».
«Слёт кадетов в „Орлёнке“ станет отличным стартом к юбилейному году — 80-летию победы в Великой Отечественной войне. При подготовке мероприятий вожатые вместе с участниками смены изучат историю ключевых сражений Второй мировой войны, которые стали великим прорывом советских войск. Наша задача — показать подросткам, что они наследники Победы, хранители истории и продолжатели великих традиций своей страны», — сказала начальник управления образовательных программ ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» Лариса Сайфутдинова.
В рамках мероприятия педагоги посетили диалоговую площадку «100 вопросов о кадетстве», организованную педагогом-организатором УМЦ Ольгой Максимовой. Участники активно обсуждали возникшие вопросы, касающиеся организации смены, а ещё разработали портрет идеального кадета, включая физиологические, эмоциональные, социальные, личностные и познавательные особенности.
В ходе обсуждений были выделены ключевые аспекты работы с кадетами на базе Центра: дисциплина, самовыражение, мотивация, коммуникация и риски. Кроме того, участники выявили и развенчали мифы о кадетах, что способствовало более глубокому пониманию специфики кадетского движения.
«Мы уделили особое внимание возрастным особенностям подростков и специфике работы с ними, принимая во внимание условия их обучения в закрытых учреждениях. Вожатые делились опытом и рассматривали эффективные методы и приёмы, направленные на построение доверительных отношений и организацию продуктивной смены. Наша цель — помочь каждому ребёнку раскрыть свой творческий потенциал и увезти с собой частичку уникальной орлятской атмосферы», — пояснила Ольга Максимова.
Для вожатых детского лагеря «Штормовой» была организована экскурсия по ботаническому саду «Орлёнка», что добавило познавательный элемент в программу методического дня.
«Мы изучали растения на территории ботанического сада и обсудили, как сделать информацию о флоре Центра доступной и интересной для детей. А ещё осмотрели класс экологии, оформленный в соответствии с тематикой программы „Экология — дело каждого“, которая будет реализовываться в „Штормовом“ при поддержке Росприроднадзора», — рассказала вожатая детского лагеря «Штормовой» Анна Селезнёва.
Библиотека Центра стала проектировочной площадкой «Образ Героя», в которой приняли участие заместители начальников детских лагерей по образовательной и научно-методической работе, старшие вожатые, старшие воспитатели, вожатые, педагоги-организаторы детских лагерей «Звёздный» и «Стремительный». Во время занятия «Читаем, чтим и помним» участникам на основе найденной информации об известных и малоизвестных подвигах военнослужащих, защищавших Отечество в годы Великой Отечественной войны, нужно было разобраться, какими приёмами и способами они смогут погрузить кадет в драматические события прошлого, чтобы подростки смогли лучше понять значимость тех событий и почувствовать гордость за героизм предшествующих поколений.
Во время практикума вожатые детских лагерей «Звёздный» и «Стремительный» разработали творческие проекты, посвящённые шести ключевым сражениям Второй мировой войны и Великой Отечественной войны: Битва за Москву (1941-1942 гг.), Блокада Ленинграда (1941-1944 гг.), Сталинградская битва (1942-1943 гг.), Курская битва (1943 г.), Оборона Севастополя (1941-1942 гг.), Битва за Кавказ (1942-1943 гг.) и подготовили творческое представление о личности конкретного героя Отечества. Данный практикум послужит ориентиром при организации совместной работы вожатых и детей с образом героя в рамках образовательной программы «Слёт делегатов кадетских корпусов».
В морском классе детского лагеря «Штормовой» состоялось обучающее занятие «Методика подготовки и проведения отрядного дела, посвящённого Дню семьи», которое провели педагоги-психологи социально-психологический службы Центра. Вожатые обсудили такие понятия, как семья, сплочённость и поддержка. Участники работали над упражнениями «Ромашка» и «Дерево семейных ценностей», что позволило им глубже понять содержание тематических мероприятий, направленных на укрепление семейных отношений.
«Наша цель — подготовить вожатых к работе с подростками, помочь им разобраться, как формировать у орлят ценностные приоритеты, включая семейные. Мы создавали „Дерево семейных ценностей“: корни (родители) и близкие (ствол) — базовые ценности: любовь к Родине, преемственность поколений, крона — ценности будущего. Эти принципы дают опору детям, уверенность и понимание жизненных ориентиров. В отрядном деле „Моя семья. Династия мужчин-защитников Родины“ взводы будут рассматривать известные военные династии. Впоследствии дети смогут поделиться историями своих семей и, возможно, заложить начало своих династий», — пояснила педагог-психолог социально-психологической службы Надежда Васильковская.
Методический день завершился большой интеллектуальной игрой «Знатоки Победы», посвящённой великим военным сражениям и полководцам. В игре приняли участие шесть команд: «Исторический поток», «Пламя», «Ни шагу назад», «Боевые звёзды», «С гор спустились» и «Мудрость предков». Командам предстояло ответить на 21 вопрос, на выполнение каждого из заданий давалась одна минута. Победителем стала команда Управления морских, туристских и физкультурно-спортивных программ, второе место занял детский лагерь «Стремительный», третье — «Звёздный».
Методический день стал успешной площадкой для обмена идеями и опытом, обсуждения ключевых вопросов подготовки к предстоящей смене, а также способствовал сплочению педагогического коллектива Центра.