Искусство монументальной мозаики
Выставкой фотографий «Советская монументальная мозаика Юга России. 1937–1991» и презентацией одноимённой книги в ВДЦ «Орлёнок» стартовал масштабный проект «Монументальная мозаика Юга России», который реализуется на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Проект направлен на изучение ключевой художественной техники XX века в обширном регионе: Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Калмыкии, а также республиках Северного Кавказа. Его авторы обследовали более тысячи мозаичных композиций Юга России, проведя экспедиции по 8 республикам, 2 краям и 3 областям страны. Результатом работы исследователей стало издание книги, где собраны снимки оригинальных и художественно ценных мозаик и проведение серии выставок фотографий.
Торжественное открытие выставки в «Орлёнке» состоялось при участии авторов проекта: независимого исследователя архитектуры и монументального искусства СССР, консультанта Музея архитектуры им.А.В. Щусева в рамках совместной деятельности при подготовке «Концепции сохранения объектов культурного наследия — памятников советского архитектурного авангарда» Игоря Бычкова и кандидата искусствоведения, историка архитектуры, профессора Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, доцента Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, советника Российской академии архитектуры и строительных наук Николая Васильева.
Директор ВДЦ «Орлёнок» Александр Джеус в приветственной речи поздравил собравшихся с возможностью познакомиться с шедеврами монументальной мозаики и выразил надежду на то, что выставка станет стимулом для возрождения уникального искусства, в том числе на территории Центра: «Все эти работы будут служить будущим поколениям напоминанием, как можно делать этот мир лучше».
Экспозиция выставки насчитывает порядка 40 детальных снимков мозаик с акцентом на каждый конкретный регион Юга России — это монументальные мозаики, созданные на юге нашей страны от Каспийского до Азовского морей, по всему Северному Кавказу и Черноморскому побережью. Выставка показывает весь спектр монументального искусства и его сюжетов, связанных с историей нашей страны, историей кавказских народов, индустриализацией, революцией, Великой Отечественной войной, прогрессом — максимально широкую палитру того, как художники с 30-х до 90-х годов XX века видели развитие страны.
«В 1950-1980-е годы многие советские города, включая южные столицы — Ростов, Краснодар и Волгоград, украсили мозаиками, чтобы смягчить и гуманизировать новую городскую среду. Художники использовали местные традиции и сюжеты, связанные с историей, легендами и литературой. Однако многие произведения до сих пор остаются не известными широкой аудитории и страдают от небрежения и самодельных ремонтов. Наш проект направлен на документирование, распространение информации и художественное осмысление объектов монументальной мозаики, — пояснил Игорь Бычков. — Выставка раскрывает множество типологий художественных жанров и стилей, но главное — витающий над всем здесь дух созидания. Созидание и просвещение являются приоритетом во всей нашей деятельности. Наш проект — это первая попытка глобального осмысления феномена советской монументальной живописи, в частности, мозаики».
Николай Васильев рассказал об особенностях представленных на выставке объектов культурного наследия.
«Авторы мозаик — это и местные художники — краснодарские и ростовские, и приезжающие специально из Ленинграда, Москвы, Киева. Они оформляли автобусные остановки, пионерлагеря, дома отдыха, проходные заводов, дворцы культуры и даже просто жилые дома. Наиболее широко мозаичное искусство представлено именно на Юге России, где есть большие индустриальные центры, сельское хозяйство, горные, приморские, детские курорты. Здесь нашли своё отражение самые разные техники: какие-то прямо наследуют техникам античной древнеримской мозаики, какие-то — уже современные с применением стекла, обожжённой керамики. Мозаика из всех видов монументальных искусств наиболее яркое и, к сожалению, находящееся под угрозой уничтожения. На выставке представлены мозаики, которые уже снесены из-за небрежения и непонимания их ценности. Этим проектом мы хотим рассказать историю страны и сподвигнуть всех зрителей, в том числе молодёжь, изучать и сохранять это искусство», — отметил Николай Васильев.
Во время церемонии открытия выставки авторы представили научно-популярное издание «Советская монументальная мозаика Юга России. 1937–1991», в которое включены не только многочисленные современные снимки оригинальных и художественно ценных мозаик, но и более 200 ранее не публиковавшихся в книжном формате фотографий, эскизов (в том числе нереализованных), рисунков, набросков, картин. На них можно увидеть как сохранившиеся до наших дней, так и полностью утраченные объекты«. Здесь же впервые публикуется и большая часть справочных данных о мозаиках и их создателях. Помимо лаконичных справок, в издании представлены вступительные статьи, которые позволят читателю ознакомиться с историческим контекстом, начиная с переломных 1960-х годов, где осмысляется сам феномен мозаики и монументальной живописи в нашей стране в XX веке.
«В книге собраны лучшие мозаичные произведения выдающихся местных мастеров (зачастую основателей региональных школ) наряду с известными работами московских, ленинградских, киевских и тбилисских специалистов. Представлены южнороссийские мозаики Владимира Фаворского, Александра Дейнеки, Георгия Рублёва, Владимира Замкова, Сергея Тер-Григоряна, Вартана Аракелова — выдающихся художников-новаторов, внесших значительный вклад в отечественную культуру и определивших вектор развития советской монументальной живописи послевоенного периода», — добавил Николай Васильев.
В день открытия выставки авторы проекта провели для сотрудников Центра лекцию, посвящённую проделанной искусствоведами работе по сбору и запечатлению мозаик, сохранившихся на Юге России, и экскурсию с осмотром панно, которые украшают архитектурные сооружения «Орлёнка».
Творческие встречи с художниками-монументалистами, образовательные лекции и выставка «Советская монументальная мозаика Юга России. 1937–1991» уже проходят в Москве, Волгограде, Иванове, Санкт-Петербурге, Нальчике, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи.
Проект реализует издательство «Кучково поле Музеон» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.