{{ message }} Закрыть
6 смена 2025г.
30.05.25
-
19.06.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Интеллектуальный биатлон

Фото-слайдер

Более трёх тысяч орлят из 83 регионов России и 7 стран мира — Абхазии, Армении, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Канады и Японии — приняли участие в Фестивале науки для школьников. Мероприятие реализует в ВДЦ «Орлёнок» Адыгейский государственный университет при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

В программе Фестиваля науки — лекции известных учёных, научная мастерская, лаборатория научного кино, увлекательные эксперименты и чемпионат по интеллектуальным играм.

Представители Адыгейского государственного университета решили показать мальчишкам и девчонкам, почему без фундаментальной науки не было бы разработок, которые мы используем в жизни и называем изобретениями: смартфоны и нейросети, солнечные батареи и компьютеризированное медицинское оборудование, интеллектуальные роботы и виртуальные игровые миры, 3D-принтеры и беспилотные летательные аппараты. Все они являются результатом работы множества учёных, инженеров и конструкторов. Именно базовые науки проложили путь к открытиям и технологическим революциям, которые непрерывно меняют наш мир.

«Советские дети мечтали стать космонавтами, военными, врачами и учителями, а современные школьники хотят быть блогерами, программистами или предпринимателями. Ребята выбирают те специальности, с представителями которых они сталкиваются в своей жизни, о которых смотрят фильмы, или считают престижными. Наш проект „Наука вокруг“ направлен на повышение престижа профессии учёного и формирование научной картины мира у школьников. Благодаря Фестивалю науки в „Орлёнке“ тысячи школьников могут воочию увидеть, чем занимается современная наука и познакомиться с выдающимися учёными. Когда дети начинают понимать, что за каждым гаджетом и инновационным решением в быту стоят открытия учёных, им становится интересно, они начинают понимать значимость науки в нашей жизни», — сказал российский математик, ректор АГУ, руководитель проекта «Всероссийская смена „Юный математик“» в ВДЦ «Орлёнок» Дауд Мамий.

В детских лагерях «Орлёнка» были организованы 40 тематических площадок, где школьники в игровой или интерактивной форме познакомились с математикой и её приложениями, биологией, физикой, астрофизикой, химией и IT.

Мальчишки и девчонки изучили механизм возникновения цвета в зависимости от особенностей химического строения веществ, заглянули в интересный мир воды, в котором живёт множество удивительных созданий, узнали, что химию называют «великой волшебницей», и разобрались с загадками, задачами и ребусами на станции «Химический brainstorm», приняли участие в физических экспериментах и опытах.

А ещё подростки познакомились с устройством Солнечной системы, попробовали проследить процесс распространения эпидемии и обнаружить «нулевого пациента», собрать собственную модель ДНК, порешать головоломки, сложить непериодический паркет, побродить по лабиринту, построить самоопирающуюся конструкцию, посоревноваться в физическом биатлоне, вычислить расстояние, пройденное космическим кораблём, и посмотреть документальный фильм «Ковчег» режиссёра Станислава Ставинова, рассказывающий о флоре и фауне Кавказского заповедника.

«С помощью опытов с жидкостью и колбами мы узнали, как начинается эпидемия и кто является её источником. Занятие мне очень понравилось, я получил полезные знания о современных реалиях жизни на планете», — рассказал Иван Мищенко из Амурской области.

«Больше всего мне понравилось занятия по астрономии. Думаю, каждый человек должен знать, как устроены планеты и спутники Солнечной системы. Мы изучили океаны, рассмотрели, из чего они состоят. Это стало для меня совершенно новой информацией. А ещё меня удивило, что на спутнике Земли очень много кратеров», — поделилась впечатлениями Виталина Ярматова из Ноябрьска.

Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов, ведущий научный сотрудник Центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ, лауреат Государственной премии правительства России Александр Каплан на лекции «Мозг человека и искусственный интеллект: дружить или соперничать?» рассказал ребятам о теме своих исследований, которые он ведёт в настоящее время вместе с коллегами: попытках создать прямой контакт между мозгом и компьютером. Симбиоз новых технологий и человеческого тела возможен уже сегодня, дело за созданием нейроинтерфейса, который бы позволил телу пользоваться дополнительными возможностями машины. Именно этим и занимается Александр Каплан на протяжении многих лет, именно он создал первую в России лабораторию нейрокомпьютерных интерфейсов.

«Искусственный интеллект можно и нужно приспосабливать для всех сфер человеческой жизнедеятельности и сделать его нашим надёжным помощником. Он способен выполнять огромный круг задач, но только мы можем их ему ставить. Например, считаю, что его можно эффективно использовать в таком направлении как психотерапия. Поэтому очень важно проводить для детей занятия, подобные сегодняшним. Ведь именно им предстоит использовать и развивать дальше это направление науки», — сказал Александр Каплан.

По отзывам подростков, лекция учёного заставила их по-новому взглянуть на проблемы взаимодействия человека и технологии ИИ. «Лекция была очень интересной. Нам рассказали про особенности человеческого мозга, количество нервных клеток у разных животных. Искусственный интеллект — это друг человека, потому что сейчас почти всё работает с помощью компьютерных технологий, которые, помогая нам, делают нашу жизнь легче», — поделилась своим мнением Николь Аронова из Пятигорска.

В этот день в «Орлёнке» состоялся командный чемпионат по интеллектуальным играм «Стихии науки» и конкурс фотографий «Мир науки глазами детей», работы победителей которого будут напечатаны в специальной серии-коллекции открыток.

«Я принял участие в фотоконкурсе ко Дню науки. У меня несколько идей и я все их воплотил: сфотографировал человека с книжкой в руках, а ещё сделал снимки в школьном кабинете физики с помощью инвентаря», — поделился Лев Пастернак из Москвы.

Фестиваль науки — это возможность в очень увлекательной форме познакомиться с основами фундаментальных наук, а ещё — задуматься о том, как устроена жизнь в нашем мире. Понимание законов физики, химии, математики — это не только полезные знания, но и ключ к решению многих проблем развития хрупкого мира под названием Земля, ведь науки имеют жизненно важное значение для достижения устойчивого развития и улучшения качества жизни людей, живущих в самых разных уголках нашей планеты.

Выездные фестивали в «Орлёнке» проходят с июня по октябрь в формате однодневного мероприятия в рамках проекта АГУ «Наука вокруг». Планируется, что в них примут участие более 20 тыс. детей, отдыхающих в детском центре.

Поделиться в соцсетях: