{{ message }} Закрыть
12 смена 2025г.
30.10.25
-
19.11.25
Горячая линия:+7 800 350 42 98

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Размер души имеет значение

Фото-слайдер

Как мотивировать детей на интерес к познанию вообще и к школе, в частности? Что делать, если ребёнок подвергается буллингу? Как бороться с родительским безразличием и даже вредным педагогическим поведением? Можно ли «совместить» в одном коллективе гиперактивных детей и ребят, склонных к замкнутости?

Честные, профессиональные, а главное, искренние ответы на множество «детских» вопросов прозвучали на лекции «Где найти ключи к мотивации младшего школьника?» психолога Любови Розенберг, которая была организована Обществом «Знание» для участников III Всероссийского форума учителей Орлят России.

Любовь Розенберг — российский гештальт-терапевт, эксперт в шоу на федеральных телеканалах, психолог проекта «Пацанки 6 сезон», эксперт «Мужское/Женское», наставник Всероссийского студенческого конкурса «Твой ход», эксперт ток-шоу «Док-ток».

Количество вопросов и их эмоциональный накал выдавали в участниках Форума педагогов по-настоящему заинтересованных в результатах своего труда. А труд у учителей младших школьников нелёгок — в одном классе неизбежно собираются очень разные дети, и от позиции педагога во многом зависит и «погода в доме», и дальнейшие судьбы ребят.

Любовь Анатольевна обратила внимание педагогов на современную тенденцию: всё более заметное разделение детей на две принципиально различающиеся группы. Первая — дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, общительные и открытые. Вторая — дети с так называемой девиацией аутистического спектра (они всегда «закрыты», с трудом находят друзей). И когда эти полярности, эти разные эмоциональные поля собираются в одном классе, соединить «лёд и пламень» бывает очень нелегко. Так же, как и справиться с настоящей бедой в детской среде — буллингом, травлей «слабого звена» коллектива. Как решить эти и многие другие задачи учителю младших классов?

В психологии нет универсальных советов на все случаи жизни. Но несколько базовых принципов во взаимоотношениях взрослых и детей Любовь Розенберг подчёркивала на протяжении всей встречи.

Первое и главное — как ни банально это звучит, педагогам надо просто любить детей. Без этого ничего хорошего из «воспитания» не получится. Лейтмотивом ответа на самые разные вопросы участников Форума звучал контрвопрос: «А каков размер души учителя?» Не сухие знания (при том, что они тоже очень нужны), а в первую очередь именно размер души. Для младших школьников их первая учительница — вторая мама. И это не просто эпитет, а психологически обоснованный факт. От неё во многом зависит, как пройдёт интеграция ребёнка в социальную среду, да и как вообще сложится жизнь.

«Всегда отдавай частицу внимания тому, кто это внимание просит», — ещё один универсальный принцип. В какой бы форме эта просьба ни проявлялась — от демонстративного послушания до вызывающих проступков.

«Пожалей того, кто плачет», — не только педагогическая, но и универсальная человеческая формула.

Если следовать хотя бы этим заповедям, взаимопонимание у взрослых и детей станет намного лучше!

«Любовь Розенберг раскрыла тонкие механизмы мотивации младших школьников. И вот что меня поразило больше всего. Роль учителя: дети этого возраста буквально «заряжаются» от педагога, и если он демонстрирует энтузиазм и веру в ученика — мотивация растёт естественным образом. Например, фраза: «Вижу, как ты стараешься — давай разберём это вместе» работает лучше, чем «Ты обязан сделать». Игра как мост к знаниям — игровые элементы (квесты, соревнования с самим собой, визуальные трекеры прогресса) закрепляют вовлечённость детей, но важно не подменять учёбу развлечением, а делать процесс осознанно увлекательным. Отметка без стресса — многие дети воспринимают оценку как приговор, и эксперт советует переводить фокус:"Эта четвёрка — твой шаг к пятёрке. Расскажи, что было самым сложным?" Так отметка становится инструментом развития, а не источником тревоги. Главный вывод: мотивация — не рычаг управления, а результат уважения к внутреннему миру ребёнка»— поделился своим впечатлением от встречи советник директора по воспитанию начальной общеобразовательной школы Александр Кокоткин из г. Бузулук Оренбургской области.

«На сессии с Любовью Розенберг я узнала, что мотивация младшего школьника строится на трёх ключевых опорах: доверие к учителю — ребёнок готов учиться, если чувствует искреннюю заинтересованность педагога; интерес как двигатель — важно подавать знания через увлекательные форматы, а не через принуждение; смысл отметки — нужно помогать ребёнку видеть в оценке не «приз», а индикатор роста: «Это не про то, какой ты, а про то, чему ты научился». Особенно запомнился тезис: «Мотивация умирает там, где вместо „давай попробуем“, звучит „ты должен“», — рассказала участница Всероссийского форума учителей Орлят России Елена Карабина из г. Бузулук Оренбургской области.

Конечно, за час, выделенный на эту встречу, задать все волнующие вопросы невозможно. Однако по искренним словам благодарности и буквально громовым аплодисментам можно сделать однозначный вывод — даже из короткой встречи учителя взяли для себя максимум полезной информации.

Поделиться в соцсетях: